Нальчик

Фильмоскоп Наедине с Леонардо

 

Предпандемийный 2019 год был важной датой для человечества – это юбилейный для Леонардо да Винчи год, мир отмечает пятисотлетие со дня его смерти. И хотя праздновать здесь вроде бы нечего, но для личности такого масштаба, каким был Леонардо, любая дата – это возможность некой точки опоры для того, чтобы еще раз попытаться понять, что значит он для современного человека и человечества.

Негласно «домом» да Винчи сегодня считается Лувр – именно в великом музее находится не менее великая «Джоконда», которая одна могла бы снискать этому месту славу. Наверное, именно поэтому здесь в 2019 году подготовили эпохальную выставку, которая отразила весь творческий, а значит, и жизненный путь великого флорентийца. Но предгрозовой год отметился сначала массовыми забастовками и беспорядками в Париже, а затем начавшейся пандемией. Все это вместе снизило туристический поток во Францию и косвенно призвало к жизни фильм-выставку «Ночь в Лувре: Леонардо да Винчи», который был сделан, конечно, не только для того, чтобы нивелировать эти негативные факторы. Но (и это прежде всего) чтобы сохранить в памяти эту удивительную выставку и продлить ее историю. Нужно признаться честно, что как бы мы ни любили кино и искусство, как бы ни дорожили возможностью увидеть музеи, куда не можем оправиться прямо сейчас, фильмы-выставки, редко бывают увлекательными. Создатели их придумывают множество ходов и приемов, чтобы удержать внимание зрителя: приглашают на роли спикеров кинозвезд, снимают эффектные проходки, наполняют фильм полезной информацией, но, несмотря на все это, чувство сопричастности, личностного соучастия в показанном нам по эту сторону экрана редко удается испытать. Так вот, в случае с «Ночью в Лувре» дело обстоит совершенно иначе. Начнем с композиции. Все начинается с того, что над Парижем опускается вечер, Лувр и стеклянная пирамида в его внутреннем дворе зажигают свои теплые огни. А залы и коридоры, напротив, погружаются в темноту, и мы испытываем восторг и легкое волнение от того, что видим, как в анфиладе залов гаснет свет, и мы остаемся наедине с этим грандиозным музеем. Остаемся на всю ночь, чтобы спуститься именно под ту самую пирамиду и вдохнуть разом каждый год жизни Леонардо и все века «после да Винчи». Удивительная ретроспектива – от ученических набросков к зрелым работам, от изучения игры света, тени и фактур к «Джоконде» — каждый из этапов, каждый из штрихов комментируется лишь двумя людьми – создателями выставки. Они готовили ее 10 лет вместе с целой командой искусствоведов! И именно благодаря тому, что нет большого количества выступающих и особой интонации героев – удивление и восхищение, лишенное снобизма и высокомерия, так часто присущих гидам в музеях – нам удается почти вплотную приблизиться не только к экспонатам выставки, но и личности Леонардо – человека, художника, мыслителя, без которого мир и человек в нем были бы, наверное, совсем другими. И ведь это и есть самое трудное и самое важное – увидеть за именем, ставшим уже символом, личность ищущую, сомневающуюся и живущую страстями, как и все мы. По мере того, как мы выбираемся из таинственности луврской пирамиды, подходя вплотную к тайне тайн мирового искусства – «Моне Лизе», постепенно разгорается на парижском небе рассвет, который обещает новый день, и толпы зрителей, которые соберутся у этих картин, будут искать отгадки на ребусы, придуманные многочисленными толкователями наследия Леонардо. И каждый раз, мы думаем, что тайна эта находится за пределами его живописи, ведь порой начинает казаться, что эта часть его творчества была не самой главной для него. Но возможно, наблюдая от картины к картине, как мастер ищет свой совершенный образ, мы поймем, что только в живописи найдем ответы на все, что нас так волнует в этом мифе под названием «да Винчи» вот уже пятьсот лет. Марина Битокова