Американский писатель, мастер новелл Уильям Сидни Портер, известный читателям как О.Генри, прославился тем, что практически все его короткие рассказы завершались самыми неожиданными развязками. Не менее любопытно и то, что в своих произведениях он описал множество способов мошенничества. Но жизнь, как известно, богаче любого вымысла, что ещё раз доказывает случай, который произошёл со мной некоторое время назад.
Итак, получаю на свой телефон очередное sms-сообщение. Вот оно: «Султан Умариевич! Недавно Вы открыли вклад в отделении Сбербанка. Оцените, пожалуйста, насколько Вы остались довольны обслуживанием. Направьте в ответном SMS балл от 1 (совершенно НЕ довольны) до 10 (очень довольны). SMS оплачивается по тарифу Вашего мобильного оператора. ПАО Сбербанк <от> 9000».
Поскольку это было не приглашение для участия в розыгрыше приза в 1 500 00 и 5 000 000 рублей, а также не содержало узнаваемые приметы обычной приманки для простофиль типа: «Уважаемый клиент, ваш номер выбран для финального розыгрыша приза…», – то я не стал удалять эту рассылку.
Сообщение это вызывало доверие ещё и потому, что начиналось оно с обращения ко мне по имени-отчеству. Обычно так делают солидные банки и операторы мобильной связи. К тому же, отправитель сообщения предлагал оценить качество электронных сервисов, что, в общем-то, является обычной практикой многих крупных корпораций.
Первая мысль была: «Почему бы не похвалить банковских работников за отличную работу». И я начал было отвечать на вопросы, решив выставить высокую оценку действительно хорошему сервису. Но что-то меня удержало. Чуть погодя, неосознанная настороженность сформировалась в конкретный вопрос: «А почему это sms-ки с ответами на опрос Сбербанка должны оплачиваться, если до сих пор все подобные мероприятия были бесплатными? Почему размер этой платы разнится в зависимости от мобильного оператора?
На мой риторический вопрос один из коллег отвечает шутливо-снисходительно: «Это – обычное мошенничество!» С этой версией все присутствовавшие при разговоре согласились, заодно вспомнили и о других известных способах телефонных мошенничеств.
Позднее, внимательно вчитываясь в текст сообщения от неизвестных «лохотронщиков», я нашел ещё несколько нестыковок. Например, недавно я не открывал счёт в отделении Сбербанка. Счета приходилось открывать, но не в отделении банка, а в отдаленном доступе с привязкой к карточному счёту. Согласитесь, это совсем не похоже на посещение отделения банка. Далее. Крупные банки, опрашивая клиентов о качестве предоставляемой услуги, работают в режиме диалога по телефону. А все входящие звонки на мобильные номера в России, как известно, бесплатные. К тому же, все sms-сообщения Сбербанк отправляет с номера «900», а не с «9000».
Что в сухом остатке? Какие-то мошенники арендовали у операторов мобильной связи короткий номер «9000», очень похожий на сбербанковский «900», разжились данными клиентских баз крупных операторов мобильной связи и/или банковских структур и занялись масштабным мошенничеством.
История эта произошла в ноябре прошлого года. Не стоило бы её ворошить, если бы подобное сообщение не пришло ко мне ещё раз пару недель назад. Получается, что мошенничество продолжается. Поэтому не будет лишним ещё раз предупредить наших сограждан.
Известно, что все федеральные телеканалы России занимаются сбором средств на лечение больных детей. Механизм отправки денег довольно прост: в sms-сообщении указываешь в цифрах какую-то сумму и отправляешь на «короткий номер» – четырёхзначное число. Деньги автоматически списываются с телефонного счёта.
По той схеме, о которой идет речь, если оценить качество услуги «Сбербанк@Онлайн» в 10 баллов и отправить на номер «9000» цифру «10», то с телефонного счёта в пользу неизвестных злоумышленников спишется 10 рублей, если один «балл» мошенников равен 1 рублю. А что, если свой «балл» они приравняли к 1 доллару (по курсу в рублях) или 1 евро? Или к 100 рублям?
Если даже «на удочку» спецов по электронному «лохотрону» попадется только каждый сотый или даже тысячный россиянин, то это в масштабах страны обернётся десятками тысяч обманутых людей. По данным, размещенным в Интернете, в настоящее время в России насчитывается 43 млн. пенсионеров (увы, самых легковерных людей), 110 млн. клиентов «Сбербанка», более 170 млн. абонентов мобильной связи. Ведь многие из нас пользуются двумя-тремя сим-картами.
Представляете, какое это раздолье для мошенников? И что же делать?
Самое очевидное: нам всем не следует откликаться на любые sms-ки с неизвестного номера. Кроме того, нужно законодательно обязать операторов мобильной связи размещать на своих официальных сайтах перечень коротких номеров с указанием кому, когда и на какой срок предоставлялись эти номера.
Там же следует размещать подробные сведения об организациях и физических лицах, получивших эти номера. Поскольку эти номера используются для публичных действий (различных пользователей, покупателей, продавцов, жертвователей и т.д.), по закону информация о такой деятельности должна быть открытой, т.е. с указанием собственников, руководства и бенефициаров (выгодаполучателей).
Было бы не лишне, если бы реквизиты организации, рассылающей sms-сообщения, имеющие хоть какое-то отношение к деньгам, содержались в адресе отправителя. И не нужно говорить, что в объём стандартной sms-ки это не вместится. Если судить по рассылкам МЧС или кредитных учреждений, подтверждающих перевод по системе интернет-банкинга, в стандартное sms-сообщение можно легко запихнуть полстраницы текста.
Мы всё больше и больше расходуем деньги в безналичной форме. Следовательно, мошенники тоже будут изобретать новые способы отъёма денег у нас. Причем такие способы, о которых не знал не только О.Генри, но не подозревают авторы сценариев современных российских нескончаемых телесериалов о криминале.
Ведь сказано же, жизнь богаче любого вымысла. Будем бдительны!
Султан Умаров