Нальчик

Три принципа Веры Васильевны

На протяжении всей жизни мы сталкиваемся с десятками, сотнями, людей, большую часть которых с трудом можем вспомнить. Они приходят в нашу жизнь и уходят, не оставив ни ярких впечатлений, ни воспоминаний. Мы с трудом можем вспомнить их имена. Но есть и те, что приходят в нашу жизнь и остаются в сознании и памяти навсегда. Это – наши учителя, среди которых особое место занимает тот, кто впервые встретил нас у порога школы. С ним прошла первая линейка, первый урок, первое родительское собрание. Их наставления помним не только мы, но и наши мамы и папы.

Эта праздничная корреспонденция посвящается Учительнице. Самой первой и самой главной в жизни уже более трёх сотен выпускников начальных классов средней школы №9 г. Нальчика, заслуженному учителю КБР, отличнику народного образования Вере Васильевне Ковалевой.
О том, что станет учителем, Вера Васильевна знала с детства. Это была мечта её мамы, которая смогла в своё время поступить в педучилище, но после второго курса вынуждена была бросить учебу. Сложные времена, голод на Украине, где она родилась и выросла, заставили многих оставить привычную жизнь в поисках лучшей. Так она оказалась на Алтае, где вместе с мужем осваивала целину.
В семье Ковалевых подрастало пятеро детей, Вера с тремя братьями и двоюродная сестра, которая осталась на попечении дяди и тёти. Отец с раннего утра до позднего вечера работал в поле, мать, занимавшаяся воспитанием детей, прививала им любовь к чтению. В небольшой домашней библиотеке хранилась классика: Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский. Дети засыпали с книгой в руках.
В десять лет Вера с семьей переехала на Дальний Восток. Рядом с посёлком Хака, где обосновалась семья Ковалевых, должна была проходить Байкало-Амурская магистраль. Среди первых к строительству БАМа приступил и отец Веры.
Родители, окончившие лишь семилетнюю школу, поощряли детей к получению профессионального образования. Старший брат Веры поступил в техникум, средний пошёл по стопам отца и стал строителем, младший окончил сельскохозяйственную академию. Вера, отучившись в средней школе при посёлке, поступила в Приамурский государственный университет, где получила педагогическое образование и диплом с отличием. В 1975 году она переехала в Нальчик.


Наверное, многие из знакомых Веры Васильевны были бы удивлены, узнав, что она не всегда была «нашей», так как уже давно успела стать своей в семьях учеников. Многие из них уже давно не дети. Они освоили профессию, достигли успехов, завели семьи, родили своих детей, которых привели в школу к своей первой учительнице. Некоторые из них пошли по её стопам и вернулись в родную школу в новом качестве.
– Вера Васильевна, расскажите о своих учениках. Наверняка, есть те, которыми вы особенно гордитесь.
– «Да. Я слежу за судьбами своих учеников, поддерживаю отношения. Один из них теперь очень хороший врач, занимается диагностикой здесь, в Нальчике, другой работает в городской поликлинике, есть девочка, которая стала главврачом республиканской больницы, двое моих детей сейчас живут в Москве, преподают в МГУ и пишут книги по философии. Таких много.
– Любимчики были?
– Нет. Детей я всех люблю одинаково, но есть, конечно, те, что запоминаются больше всего. Наверное, они – самые «сложные». Был у меня мальчик – Лёша. С ним случилась трагедия, которая, конечно же, не могла не повлиять на его характер и жизнь в целом. На его глазах погиб отец. Травма ужасная. Было понятно, что у него будут проблемы. И они у него были и в младших классах, и в старших. И когда он в очередной раз пришёл в плохом настроении в класс, спросил меня: «Вера Васильевна, а мечты сбываются?» – я сказала: «Конечно, Лёша, сбываются, но для этого нужно очень много работать». Прошло время, он самостоятельно поступил в лётное училище. По окончании пришёл ко мне и рассказал, что получил распределение в «Русские витязи» – это авиационная группа, в которую попадают лучшие из лучших.
– Что самое главное, по-вашему, в работе с детьми?
– Самое важное и сложное, я думаю, – научить оставаться человеком в любой ситуации. Примером в подходе к воспитанию для меня всегда была мама, она никогда не обвиняла нас в проступках, старалась разобраться, почему ребёнок поступил именно так, и научить, как сделать правильно. В каждом есть что-то хорошее, моя задача показать ребёнку его лучшую сторону. Я следую трём принципам: не навреди, не иди на поводу (ни у детей, ни у родителей) и не унижай.
– Есть разница между работой с детьми 20 лет назад и сейчас?
– Конечно. За 20 лет многое изменилось. Дети теперь другие, более активные. Они владеют большим количеством информации и навыков, могут пользоваться всеми гаджетами, но при этом не всегда знают и умеют то, что нужно. Их готовят в школу, обучая чтению, письму, английскому языку, но при этом завязывают им шнурки и застегивают пуговицы. Самое главное, что ребенок должен уметь, приходя в школу, это – слушать, слышать и обслуживать себя.
Современные родители много работают и мало занимаются воспитанием, но они не виноваты. Это – поколение тех, чье детство пришлось на 90-е годы. Они сами пострадали от нехватки внимания и воспитания.
– Как изменилась сама школа и образование в целом?
– Образование тоже, конечно, претерпело большие изменения. Оно стремится не учить, а оказывать образовательные услуги. Самая большая проблема школы сегодня – это то, что учителю не дают работать, в том смысле, в котором я это понимаю. То есть не только учить математике или русскому языку, а всему. Большой объём «бумажной работы» не оставляет времени на главное. В итоге перед педагогом встаёт выбор: либо писать отчёты, либо учить детей. Я сделала выбор в пользу последнего.
Ещё одна проблема современных стандартов – отсутствие личностно-ориентированной педагогики. К примеру, 12 октября мы будем писать всероссийскую контрольную работу. У меня сейчас второй класс, это – дети семи-восьми лет, психологические и индивидуальные особенности которых не соответствуют такому уровню сложности задания.
– Как вы реагируете, когда ваши ученики говорят, что хотят пойти по вашим стопам? Отговариваете?
– Учителем быть сложно, как и врачом. Этим профессиям учишься всю жизнь. В свой единственный выходной день думаешь, что надо подготовиться, написать план. Но кто-то же должен это делать. Поэтому – нет, не отговариваю, но предупреждаю, что должны отдавать себе отчёт в том, что их ждет.
– Оглядываясь назад, жалеете о чём-то?
– Я некоторое время работала в КБГУ, у меня была возможность защитить кандидатскую, а затем и докторскую, но я этого не сделала, и жалею. Пожалуй, стоило. Возможно, тогда у меня была бы возможность препятствовать стандартам, которые ныне существуют в школе.
– Я знаю, что вы заслуженный учитель КБР, отличник народного образования. А какое, по вашему мнению, ваше самое главное достижение в профессии?
– Мое самое главное достижение – это дети, которых я учила. Они все хорошие люди. Я ими горжусь.
Беседовала Таира Мамедова