Нальчик

Рушания Кулахметова: «Я верю в чудеса, чудеса бывают!»

В Русском драматическом театре им. М. Горького состоялся бенефис заслуженной артистки КБР Рушании Кулахметовой, актрисы, о которой можно сказать и говорят, что «она не играет, она проживает судьбы и каждый раз возвращает своего зрителя к вопросам о главном – о жизни и о любви». После своего бенефиса она согласилась ответить на несколько вопросов газеты «Нальчик».
– Рушания Абдряшитовна, в бенефисном спектакле «Рождественский романс» по пьесе Н. Птушкиной «Пока она умирала» вы сыграли роль старой девы, обретшей своё женское счастье в возрасте, в котором «уже не влюбляются». Почему именно эта пьеса, почему эта героиня?

– Так получилось, что в этом году у меня совпали сразу три юбилейные даты, и на собрании худсовета директор предложила провести мой бенефис в формате спектакля. И мне было приятно, что все сразу поддержали эту идею.
Первый бенефис у меня был в 2006 году, когда был представлен идущий спектакль из репертуара театра по пьесе Г. Горина «Поминальная молитва», где я играла жену Тевье. Но в этот раз мне предоставили полную свободу в выборе пьесы, роли и режиссёра, и я считаю это большим подарком. Здесь я хочу выразить благодарность коллегам, которые переживали за меня и за наш спектакль.
Очень благодарна Мусалиму Кульбаеву, который приехал на постановку из Уфы, будучи занятым в своем театре, где он работает главным режиссёром. С ним я оказалась на одной волне. Спектакль выпустили в очень сжатые сроки, практически, за две недели. Казалось, это нереально! Но благодаря командному духу и профессионализму спектакль состоялся.
Конечно, было сложно с выбором литературной основы для бенефиса. Я очень хотела, чтобы была камерной пьесой, но зал у нас большой, и порой приходится форсировать звук, а пьеса Н. Птушкиной «Пока она умирала» так меня тронула, что я пошла на риск. Хотелось чего-то очень душевного и чтобы обязательно о любви – о любви человека к человеку, о любви к жизни…
Чем мне близка эта роль? Любовью к матери – трепетной, бескорыстной. Чаще мы это чувство проявляем лишь в словах, но подтверждение любви – это наши поступки. Наши добрые поступки всегда вознаграждаются, меня в этом жизнь не раз убеждала, что и послужило наградой для моей героини. Не зря говорят: «Дающему да воздастся».
– В спектакле звучит сти-хотворение Бродского «Рождественский романс» в вашем исполнении не по тексту самой пьесы…
– Это стихотворение по-разному может быть воспринято, исходя из индивидуального опыта каждого. Поэзия Иосифа Бродского необыкновенная, тонкая. В этом стихотворении мы погружаемся в атмосферу ожидания чуда, как в детстве мы верим в то, что всё возможно, всё сложится нужным, наилучшим образом. Поэтому мне так дороги эти строки, звучащие в конце спектакля.
– Ту же роль сыграла Инна Чурикова в спектакле «Старая дева» и Ирина Купченко в фильме «Приходи на меня посмотреть» по той же пьесе. Готовясь к роли, вы оглядываетесь на игры других?
– Я преклоняюсь перед талантом этих актрис, у них есть чему учиться, но ни в коем случае не подражать! Это не профессионально. Каждый актёр индивидуален, и он по-своему воспринимает, переживает и играет роль. Прочтение и решение пьесы у каждого режиссёра и актера своё. Наш спектакль не похож на те, в которых играют Чурикова и Купченко, он другой.
– Как театр появился в вашей жизни? Каковы самые ранние воспоминания, связанные с театральной жизнью?
– Я родилась в селе Яковлевка в Саратовской области, и у меня никогда не было мысли стать актрисой. Хотела стать, как мама, педагогом и поступила в педагогический институт. Но однажды с подружкой, прогуливаясь по городу, я увидела объявление: «Саратовское театральное училище имени И.А. Слонова объявляет дополнительный набор студентов на актёрский факультет», и со мной что-то произошло. Это удивительно: мы никогда не знаем, что может произойти с нами через минуту. А через минуту может произойти то, что кардинально изменит всю нашу жизнь!
Так произошло со мной на распределении после окончания училища. Раньше на выпускные спектакли приезжали режиссёры из разных городов и приглашали работать в театре. Я выбрала Русский драмтеатр им. М.Горького в Нальчике, который не отпускает меня уже сорок лет. И я счастлива здесь.
– Можете сказать, что изменилось в театре за это время? Каков сегодняшний театр?
– Если честно, то тоскую, ностальгирую по прежним временам. Наверное, я отношусь к людям, которым в СССР было комфортно. Я не совсем понимаю всякие эксперименты с классикой на театральных сценах сегодня. Я скучаю по репертуару прежнего театра. Это и Чехов, и Островский, и Брехт, Думбадзе, Арбузов… Не скажу, что сейчас нет постановок классиков. «Король Лир» – визитная карточка нашего театра. Замечательная постановка, в которой я имею счастье играть. Чтобы играть классику, нужна укомплектованная труппа, как было раньше.
Помню, когда только приехала сюда, наша труппа состояла из разных поколений. Работали Яралов, Волошин, Доронин… Под два метра ростом, красивые, фактурные, седые! Аксакалы, мастера! Мы рядом с ними терялись и испытывали трепет.
Такого трепета в театре больше нет. Трепета к актерам, к работе, к назначениям на роль. А спектакль – это командная работа. И если ты не чувствуешь общего трепета, у тебя одного его не будет. Можно стараться, но поддержка других необходима… Тогда в нашем театре только молодых было человек тридцать. Конкуренция большая, играли по три состава. И при этом, поверьте, не было никакой звёздной мании. Всегда было понимание: есть чему учиться ещё, есть над чем работать. Я понимаю, что сейчас ни высоких зарплат, ни квартир никто актёрам не предлагает. Но, думаю, что ими должно двигать что-то большее.
– А у публики не падает интерес к театру?
– Знаете, время меняется, но интерес к театру не меняется. Я точно знаю, человек, оказавшись здесь один раз, заражается желанием посещать театр постоянно. Но, увы… Надо чаще ходить в театр. Думаю, тогда и суеты в нашей жизни станет меньше, а любви больше.
– Что бы пожелали нашим читателям и вашим зрителям на Новый год?
– Чудес. Я верю в чудеса, чудеса бывают, но случаются они с теми, у кого и в ком любви много. Процитирую: «Пожеланий моих не счесть. И зачем их делить на части, если все они, сколько есть, заключаются в слове «счастье»? Счастья, дорогие мои! Счастья всем! Любите и будьте любимы!
Беседовала Марьяна Кочесокова