Нальчик

Пётр Темирканов: «Симфонический оркестр – ценность, которую нельзя терять»

В Нальчике осенние месяцы всегда насыщены музыкальными событиями. Сезон открывают Музыкальный театр и Госфилармония КБР. Плюс ставший уже доброй традицией Международный фестиваль симфонической музыки им Ю. Темирканова, который проводится в нашем городе уже седьмой год. На «паузе» музыкальной осени корреспондент нашей газеты побеседовала с дирижёром симфонического оркестра Кабардино-Балкарской государственной филармонии, художественным руководителем ансамбля «Камерата», заслуженным артистом России Петром Темиркановым

– Пётр Жанович, аналитики, определяя уровень музыкальности города, в первую очередь учитывают количество заведений, в которых учат музыке. В Нальчике есть музыкальные школы, музыкальное отделение в детской школе искусств, есть институт и колледж… На ваш взгляд, достаточно всего этого, чтобы назвать наш город музыкальным?
– Заведения, где учат музыке, у нас в городе есть. Но, если в музыкальных школах дети ещё как-то учатся, то после школы не продолжают музыкальное образование. Редко кто поступает даже в музыкальное училище, не говоря о консерватории.
Раньше отношение общества к музыкальному образованию было выше на три головы. Люди стремились отдать детей в эту профессию. Это было престижно. А сейчас нет. Как следствие, у нас получается серьёзный разрыв между тем, что нам необходимо, и тем, что у нас есть. Непростая ситуация и с музыкантами-оркестрантами. Их у нас мало. В дефиците «духовики». Большинство из музыкантов – пенсионеры. Если ситуацию не повернуть в лучшую сторону, то в ближайшем будущем мы можем остаться без своего оркестра.
– А дети музыкантов не идут в музыку?
– Идут, но не все. Признаюсь, я бы сам лично на сегодняшний день не хотел, чтобы дети мои пошли в эту сферу. Не потому, что я не предан своему делу и не хочу, чтобы молодые последовали по нашим стопам. Но на этом семью уже не прокормишь. У музыкантов длительное образование – 16 лет учёбы. И после 16 лет учёбы исполнителям дают только самую низкую категорию по оплате труда. Многим музыкантам приходится идти на совместительство на нескольких работах. Это что касается кадров.
Есть проблемы и чисто технического плана. Когда проходят фестивали в городе, нередко приезжают именитые музыканты. Акустика наших залов, мягко говоря, их расстраивает. Зал можно переделать, но всё упирается в финансовые проблемы. Хороший зал есть только в СКГИИ. А о состоянии единственного рояля в Государственном концертном зале можно уже «легенды слагать». Мы его уже сами подкрашиваем. И вот на таком «раритете» играют приглашённые гости.
Если же говорить о «музыкальности» города по посещаемости концертов, то я наблюдаю интересную картину: если начальство любит классическую музыку, то и подчинённые тоже. Во времена, когда Кабардино-Балкарию возглавлял В.М. Коков, в республике отношение к симфонической музыке было получше, поскольку Валерий Мухмедович сам посещал концерты.
Приходил на концерт наш первый президент – и все приходили. При нём же, после посещения им юбилея Юрия Темирканова в Петербурге, было поручено построить ГКЗ. Он ушёл, и публика «разлюбила» нас. Руководство республики может выделять деньги на покупку инструментов, поддерживать как-то, но если оно само редкий гость в концертном зале, то вряд ли будет считать, что симфонический оркестр – это действительно ценность, которую нельзя терять.
Если государство не повернется лицом к культуре, нас ожидают не самые лучшие времена. Без развития культуры происходит падение нравственности. А это падение мы сейчас наблюдаем повсюду. Послушайте, какая музыка звучит вокруг нас. Что показывают по телевизору, поют в барах, ставят в маршрутках?
Были времена, когда специальная комиссия давала право на выступление на эстраде. Такой комиссии давно уже нет. И сегодня каждый, кому не лень, – «звезда». Небосклона уже не хватает. А музыка – это же высокое искусство, которому нужно учить.
– А можно любого научить музыке? Возможно ли привить любовь к классике любому человеку?
– Нет, и слава Богу. Кто-то должен быть музыкантом, кто-то – художником, кто-то – математиком. Главное, чтобы человек находился на своём месте.
– Перед входом в ГКЗ есть реклама спортивного питания. Не смущает такое соседство со спортивным бизнесом?
– По возможности делается всё, чтобы Государственный концертный зал функционировал именно как Государственный концертный зал. Но учреждения культуры поставлены в такие условия, что руководство обязано зарабатывать. На классической музыке не заработаешь. Это искусство избранных, а их всегда в процентном соотношении меньше. Но, между тем, для того, чтобы слушать музыку, необязательно иметь слух, необязательно её понимать. Если музыка вызывает какие-то душевные переживания, то этого уже достаточно, чтобы прийти в концертный зал. «Размять» душу, сделать её пластичной, мягкой, отзывчивой – вот основная функция музыки.
В молодости я тоже был увлечён эстрадой, на гитаре с большим удовольствием играл. Но та музыка, что мы называем популярной, в очень редких случаях может что-то «ковырнуть» в душе. Под ту музыку хорошо, как говорит молодёжь, «отрываться». Для души же выше классики ничего нет. Если поп-музыка отбирает энергию, то классическая, напротив, наполняет энергией нас.
– Сейчас многие стараются делать классику, как говорится, нескучной. Моцарта, к примеру, исполняют на больших сценах в рубашке в цветочек. Как вы относитесь к подобным номерам?
– Если это не пошло выглядит, то приветствую. Музыканты знаменитого Венского филармонического оркестра, бывает, свой ежегодный рождественский концерт играют не во фраках. Должен быть выдержан определенный уровень внешней и внутренней культуры. При любом исполнении Моцарт должен оставаться Моцартом. Но меня пугает словосочетание «современное прочтение». Это что же за прочтение? Берут, допустим, Толстого, переворачивают с ног на голову, меняют слова, место и время. Это уже не Толстой, не надо его имя привязывать к низкому исполнению непонятного действа.
Что-то странное творится сейчас с оперным искусством. Такое ощущение, что некоторые режиссёры нигде никак не могут себя применить. На своё оригинальное не хватает воображения, поэтому берут классику и коверкают. Уважение к автору всегда должно быть. Стоит, прежде всего, учитывать авторский замысел.
– Каковы ваши ожидания от VII Международного фестиваля симфонической музыки им. Ю. Темирканова, который торжественно открылся в минувший вторник?
– Самые оптимистичные. Несмотря на все озвученные сложности, это действительно событие в музыкальной жизни нашего города. Оно ежегодно радует ценителей классической музыки. Наш симфонический оркестр выступит 20 ноября. Подготовлена интересная программа, то, что у нас ещё не звучало в республике. Будем рады видеть всех, кому мы не безразличны.
Беседовала Марьяна Кочесокова