Нальчик

Мурат Мисаков: «Комиксы – это рассказ «пацанячих» историй»

Герои нартского эпоса стали персонажами комиксов главного художника Кабардинского театра Мурата Мисакова, о котором мы уже писали (газета «Нальчик» от 25.01.2018 г., №4). О необычной подаче «обычных историй» с ним поговорила корреспондент нашей газеты.

– Мурат Петрович, чем комикс-культура вас привлекла?
– Мне просто захотелось рассказать привычные нам мифы, сказания в форме «пацанячих» историй. Детям этот жанр нравится. А многие из них, особенно городские, не владеют родным языком. Тут увидят картинки и, возможно, заинтересуются: «А что они говорят? Что за фразочки тут?» И алфавит хотя бы выучат. Для этого комиксы – удобный формат.
Не бью себя в грудь со словами: «Я – патриот!» К сожалению, сам толком читать и писать на кабардинском не умею. Но что-то интересное в этом направлении хочется сделать. Не вести в пятисотый раз скучную лекцию о том, как у нас хорошо танцуют, а придумывать что-то новое, сочинять, искать другие формы подачи национальной культуры.
Главное, чтобы это не было нудно. Помню, когда служил в армии, нам показали двухсерийный киргизский фильм. Это было три часа невыносимой скуки. Большое киноповествование об их культуре, ценностях общечеловеческих, но после просмотра просто хотелось встать и кого-то побить. Мне никогда не нравилось прямое, неприкрытое нравоучение.
Сейчас никаких ограничений нет. В советские времена редко где печатали комиксы, это считалось буржуазным жанром, который мог бы молодого человека отвлечь от главных вещей, серьёзного чтения. В детском журнале «Мурзилка», бывало, попадались комиксы, и я их с удовольствием рассматривал. Прошли времена, когда можно было писать, рисовать только про колхоз, совхоз, про «комсомолец любит комсомолку». Хочется, чтобы кто-то взял и написал на кабардинском или балкарском хорошую приключенческую книгу. Или детектив. Чтобы потом снимали по ней фильмы.
– Вы уже «перевели» на язык комиксов сказание «Как Шауей женился на красавице Шхафицэ». И Шхафицэ чем-то на супермена стала похожа…
– У меня, сколько ни пытаюсь, не получается так, как у американцев. Это всё же «их жанр» и что-то неуловимое, не поддающееся представителю другой культуры, в них, наверное, есть. Все их супермены, бэтмены… Но да, Шхафицэ местами как ниндзя или даже как героиня компьютерных игр.
– Какую читательскую реакцию ожидаете?
– Да никакую. Хотел нарисовать – нарисовал. Да и вообще, ничего из ряда вон выходящего во всём этом нет. Думаю, найдутся люди, которые подхватят и будут тоже рисовать.
– Само слово «комикс» от английского «comic» – смешной. И в мировой культуре в этом «смешном» жанре рассказывают даже о фашистских концлагерях. Для вас лично в комиксах есть запретные темы?
– Да, рассказывают. К примеру, «Маус» – графический роман Арта Шпигельмана. Там евреи в образе мышей, а немцы – кошки. Кто, что, как и для чего рисует – личное дело каждого.
Если кто-то похабный стишок напишет, то от этого поэзия в целом не пострадает и не станет плохой. Я лично не стал бы рисовать в этом жанре, например, ни холокост, ни депортацию народов. Для этих тем есть другие формы, более подходящие. Комикс больше рассчитан на фэнтези, на юмор, на приключения. Возможно, рисующие холокост стремятся сделать более доступным сложную тему. Сейчас растёт совершенно новое поколение, для которого тема мировых войн не так болезненна. Эти события во временном отрезке становятся всё отдалённее и отдалённее. И в какой бы форме ни преподносилось всё, острота восприятия исторических событий, даже самых бесчеловечных и ужасающих, у разных поколений разная.
– Вы работаете в театре. Возможно ли применение комиксов в этом виде искусства? Есть театральные эскизы-комиксы, например.
– Да театр и так весь (смеётся) сплошной комикс! Комикс – жанр для оживления, сокращения «скучного и большого» печатного текста. А на театральной сцене всё всегда живо. Если говорить о переносе элементов образа героев комикса, то… Не прибегая к этому, можно большего эффекта другими путями достичь. К тому же, это такой разговор… Лучше спросите: «Есть ли жизнь на Марсе?»
– Есть ли жизнь на Марсе?
– Есть, наверное. Просто в другой форме, не улавливаемой нашими органами чувств. Не всё ж человеку дано познать. Должна во Вселенной оставаться тайна. Потом, после перерождения, познаем другие формы жизни. Возможно (можно и мысль такую допустить), когда душа переселится, примет другую форму, нам откроются другие стороны существования.
А в этой жизни надо задать другой тон времени. Жадничать не надо. Люди богатеть торопятся и богатеют за счёт других, и заборы высокие строят. Цель – барином стать или капиталистом. Таких близко к власти нельзя подпускать. В руководители, управленцы надо выдвигать порядочных людей. Они обычно сами не хотят, но надо их заставить: «Не возникай, иди давай!» Сидеть на кухне и жаловаться, что «управляют страной не те» не стоит. Россия богатая и люди в ней должны жить хорошо. Равно хорошо.
– А между тем, у вас тут висит российский флаг с английским словом «respect» (уважение, почёт).
– Да я и не обращал внимания. Кто-то повесил и висит.
– А вообще, на вывески в городе обращаете внимание? Городская администрация очистила улицы от габаритных рекламных щитов.
– И правильно сделала! Особенно я не люблю, когда портреты высоких должностных лиц висят повсюду. Патриотизм мы должны выражать в другой форме. Улицы должны быть чистыми, благоустроенными, без призыва «здесь поесть, там подстричься». На праздники вешать поздравления – и хватит. Ну и афиши. В случае, когда неприглядный фасад просто прикрывают щитом, пусть там будет не реклама, а что-то более художественное, радующее глаз.
Горожанин должен ощущать и высокую визуальную культуру повседневного пространства, чем и является город с его улицами, дворами и так далее. Но если без агитации или продвижения какой-то идеи не обойтись, пусть на плакатах изобразят простого рабочего, пусть даже с молотком! Честный труд надо пропагандировать. В советские времена просто перебор был с этим, и сейчас многие как-то неодобрительно относятся к этому.
Честный труд должен быть в почёте, в героях должны быть трудяги. И это надо донести до масс, возвращаясь к нашей теме, теми же комиксами и не только.
Беседовала Марьяна Кочесокова