Нальчик

Пятеркой «по наизусти» можно гордиться

Считается, чтобы быть счастливым, нужно смотреть на жизнь наивными, широко раскрытыми глазами, как делают это дети. Меня всегда поражала способность малышей так исковеркать привычные нам слова, что мысль становится намного понятнее.

Один из моих сыновей в раннем детстве называл будильник «гудельником». А слово «суматоха» заменил «шуматохой». В один из дней он, вернувшись из школы, радостно объявил: «Я получил пять по наизусти!» Неправильно, но емко и точно.
А другой сын, услышав по телевизору про камикадзе, удивленно спросил: «Почему грузины в Японии воюют?» Жалею, что не записывал все их перлы…
Недавно обнаружил на одном из популярных сайтов мини-зарисовку. Сын после очередной двойки по литературе был отлучён мамой от компа и отправлен читать «Капитанскую дочку» с последующим пересказом.
Мальчик прочитал. Пришёл рассказывать. Поначалу всё шло нормально. Доходит до второй главы: «Ехали они по степи. Была метель, дорогу замело, они заблудились. Стали замерзать. Но потом встретили Гея…»
Мама в лёгком шoке: «Кого?» Сын: «Ну, Гея, голубого. Но он был добрым человеком, он им дорогу показал…»
Мама хватается за сердце и за книгу. Всё по Пушкину: герои едут в метель по степи, теряют дорогу, а потом в метели появляется мужик (Пугачев) и ямщик к нему обращается: «Гей! Добрый человек! Скажи, не знаешь ли, где дорога?»
Говорят, однажды современным первоклашкам предложили на уроке чтения нарисовать иллюстрацию к четверостишию Пушкина:
«Бразды пушистые взрывая, // Летит кибитка удалая. // Ямщик сидит на облучке // В тулупе, в красном кушаке».
Самыми понятными словами четверостишия для выпускников детского сада оказались: «пушистые», «сидит», «летит» и «взрывая». И что же изобразили в своих рисунках детишки?
Кибитка была изображена в виде летательного аппарата. Объяснение «железобетонное»: русским ведь языком сказано – «летит», значит летит. У некоторых детей аппарат этот имел кубическую форму. Видимо, из-за созвучия слов «кибитка» и «куб».
И вот летит по небу эдакая «кубитка» и что делает? Правильно – взрывает. Последующие вопросы и ответы такие же однозначные. Кого взрывает? «Браздов пушистых».
Кто такие «бразды»? — Такие пушистые звери. Нечто среднее по внешнему виду между бобрами и дроздами.
А рядом, неподалеку от этого безобразия, сидит некая загадочная личность и спокойно за всем этим геноцидом наблюдает – это ямщик. Причём, изображён он, сидя на обруче (облучёк – обручок, почти одно и то же), в кожухе и балансирует с лопатой в руках.
Почему с лопатой? Он же ямщик – ямы копает. Сидит он на обруче, значит, с лопатой, на краю огромной ямы, которую успел уже благополучно выкопать. Спросите, зачем выкопал? Понятно зачем – «бpaздов» хоронить!
Не сомневаюсь, что, когда эти ребятишки подрастут, им могут предложить проиллюстрировать того же Александра Сергеевича Пушкина:
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»
И нет никаких гарантий, что на рисунке не будет изображен какой-то изувер, который на шее прекрасных «порывов» скрестил свои узковатые пальцы и изо всех сил душит их.
Но это и прекрасно, когда, ошибаясь, мы творчески растём. Ведь тот, кто никогда не падал, тот никогда и не поднимался. А опыт – это совокупность жизненных ошибок. Так что, пусть будет «шуматоха» под пронзительные звуки «гудельника».
Виктор Шекемов