Нальчик

Задачи и вектор изменений школьной системы образования

(Из доклада и.о. руководителя Департамента образования г.о. Нальчик Валентины Сабанчиевой на совещании 23 августа 2019 года)

Главной темой для обсуждения на августовских совещаниях работников образования в нынешнем году станут проблемы, обозначенные в Указе В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В этом документе сформулированы шаги по достижению нового качества образования, рост человеческого потенциала нашей страны.
Одной из национальных задач на ближайшие годы определены обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и его вхождение в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Этот нацпроект должен обеспечить благополучие и новое качество жизни граждан России, широкие возможности для самореализации каждого человека.
В рамках реализации национального проекта «Образование» в Кабардино-Балкарии комплексно реализуется 8 региональных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Поддержка семей, имеющих детей», «Социальная активность» и «Новые возможности для каждого».
Стоит отметить, что врио Главы КБР К.В. Коков также назвал развитие образования и поддержку талантливой молодежи в числе приоритетных задач для органов власти Кабардино-Балкарии.
Развитие муниципальной системы образования г.о. Нальчик осуществляется в соответствии с образовательной политикой, призванной отражать согласованные интересы общества, государства, работодателей, педагогов, обучающихся и их родителей. Цель одна – воспитать достойного гражданина страны.
В рамках реализации проекта «Современная школа» в Нальчике строится новая школа на 1224 посадочных места, которую планируется открыть в январе 2020 года. Ввод в строй новой школы приобретает особое значение на фоне того, что в настоящее время у нас около 24% школьников занимается во вторую смену.
В этом же проекте предусмотрено создание в трёх школах (№№15, 16 и 20) Нальчика центров цифрового и гуманитарного развития образования «Точка роста», которые позволят внедрить в образовательный процесс современные технологии и новые методы обучения по многим предметам. Предусмотрено также обеспечение не менее 70% всех учащихся дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнёрства.
В рамках реализации «Комплекса мер по созданию в КБР новых мест дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» создаются условия, чтобы на 2295 человек увеличить охват детей дополнительным образованием.
В пяти школах и двух учреждениях дополнительного образования г.о. Нальчик будут открыты лаборатории по программированию с элементами 3D-моделирования, робототехники, развитию личностных компетенций, конвергентная естественнонаучная лаборатория, школы швейного мастерства, профилактики безопасности дорожного движения, шахмат и мультстудия.
Проект дополнительного образования охватывает пять направлений: техническое, физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, туристско- краеведческое и эколого-биологическое. Среди значимых мероприятий можно отметить открытие сетевых профильных классов КБГУ на базе школ городского округа: медицинского, информационного, дипломатического, химико-биологического. Ребятам будет предоставлена возможность общаться с известными учеными, педагогами, дипломатами, экспертами, выезжать в другие города России, участвовать в фестивалях и конкурсах.
Мы постоянно совершенствуем работу с одаренными детьми, а в рамках проекта «Успех каждого ребёнка» эта работа должна выйти на новый уровень. В целях повышения результативности участия учащихся г.о. Нальчик во Всероссийской предметной олимпиаде необходимо организовать работу с одаренными детьми на основе сетевого взаимодействия с преподавателями вузов.
В рамках проекта «Цифровая образовательная среда» в республике планируется переход образовательных организаций на федеральную информационно-сервисную платформу цифровой образовательной среды, создание центров цифрового образования «IT-куб», обеспечение высокоскоростным доступом в Интернет всех образовательных организаций города.
Все эти мероприятия окажут существенное влияние на оптимизацию деятельности образовательных организаций, а также обеспечат создание условий для организации высокого качества обучения. В перечень республиканских школ для получения субсидий из федерального бюджета по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в 2019-2020 гг. в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» вошли 20 общеобразовательных учреждений г.о. Нальчик.
Качество обучения в первую очередь зависит от уровня профессионализма учителя. Проект «Учитель будущего» является ключевым в этом вопросе, так как в его основе лежат повышение профессионального уровня педагогов, расширение форм и возможностей для их самореализации, разработка новых форматов карьерного роста, отражающих их профессиональные успехи.
Деятельность Департамента образования Местной администрации г.о. Нальчик направлена на создание условий для развития профессиональной компетентности педагогов. Инфраструктуру системы образования г.о. Нальчик составляют муниципальные сетевые инновационные площадки (МИП). С 2016 года функционировали 20 сетевых площадок, реализующих инновационные проекты по проблемам общего образования.
Ежегодно Минпросвещения КБР проводит конкурс «Родной язык – моя душа, мой мир!», целью которого является выявление учителей и педагогических коллективов, творчески относящихся к делу сохранения и развития родного языка, воспитанию подрастающего поколения на лучших традициях народов КБР. На муниципальном этапе конкурса в разных номинациях принимали участие 15 образовательных учреждений города. Лучшими в этнокультурном направлении в г.о. Нальчик признаны СШ №16, прогимназия №52, ДСП №3 образовательного учреждения №27. Лучшие методические разработки представили учителя Б.З. Махотлов (гимназия №1) и Л.Б. Соттаева (школа №20).
В 2018-2019 учебном году в Кабардино-Балкарском республиканском центре дистанционного обучения свою квалификационную категорию повысили 232 учителя-предметника (12,6% всех предметников). Курсы повышения квалификации на базе РЦДО в минувшем учебном году прошли 798 (42,9%) учителей общеобразовательных учителей г.о. Нальчик.
Всего в предстоящем учебном году к занятиям с детьми приступят 3111 педагогических работников (1735 учителей, 1194 воспитателя и 50 педагогов дополнительного образования), не считая совместителей.
К сожалению, в различных конкурсах профессионального мастерства участвует ограниченное число учителей из нескольких школ. Основная же масса педагогических работников «не горит желанием» участвовать в таких мероприятиях. Очевидно, нужно продумать новые формы стимулирования педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства.
В ходе реализации регионального проекта «Социальная активность» будет создан ресурсный центр по поддержке добровольчества (волонтёрства) в сфере культуры безопасности и чрезвычайных ситуаций. На сегодняшний день волонтерские отряды (1152 человека) функционируют в 9 общеобразовательных учреждениях Нальчика. Проект должен увеличить количество вовлеченных в активную гражданскую жизнь и задать новый темп развития добровольчества в городском округе.
Муниципальная система образования в г.о.Нальчик в предстоящем учебном году будет представлена 52 учреждениями. Все они располагаются в типовых зданиях, где созданы безопасные условия для полноценного функционирования. В частности, все 52 учреждения оснащены автоматической пожарной сигнализацией, видеокамерами, кнопками тревожной сигнализации, системой речевого оповещения и управления эвакуацией, системами дублирования сигнала от АПС на пульт подразделения пожарной охраны без участия человека. В 13 учреждениях установлены средства контроля управления доступом (турникеты), в 49 – домофоны.
На проведение антитеррористических мероприятий в образовательных учреждениях г.о. Нальчик в 2019 году выделено 21,12 млн. рублей, в т.ч. на ремонт ограды в 9 учреждениях и на охрану 42 образовательных учреждений.
Все образовательные организации города прошли проверку надзорных органов и готовы к приёму детей.
Обеспечение бесплатными учебниками из Федерального перечня учебников и учебных пособий, допущенных к использованию, в муниципальных общеобразовательных учреждениях г.о. Нальчик осуществляется согласно выделяемым лимитам. В 2018/2019 учебном году обеспеченность учащихся бесплатными учебниками составила только 68%. Акция «Подари учебник школе!», проведенная общеобразовательными учреждениями, позволила увеличить этот показатель до 76%.
Как известно, развитие в дошкольном возрасте в существенной степени определяет достижения в школьном обучении. По сравнению с прошлым годом, в системе дошкольного образования городского округа увеличилось число дошкольных учреждений. В рамках реализации национального проекта «Демография» в сентябре 2019 года будут введены в строй блоки на 300 мест для ясельных групп в шести действующих детсадах, запланировано строительство ещё семи блоков и двух детских садов, что увеличит количество дошкольных мест на 700 человек.
Благодаря информационной системе «Электронный детский сад» с 2014 года родителям и детей дошкольного возраста предоставлена возможность в электронном виде через МФЦ или при личном обращении в Департамент образования встать на учёт для зачисления ребёнка в детский сад или ясли. На 30 апреля 2019 года на таком учёте состояло 4220 детей, из них более 1600 детей из пригородных районов республики. Примерное количество дошкольников в сентябре составит 17,7 тыс.
Дополнительное образование в детских садах города направлено на реализацию потребностей семьи и интересов воспитанников. В 2018/2019 учебном году в детских садах функционировали кружки физкультурно-оздоровительной, интеллектуально-речевой, художественно-эстетической направленности и 14 групп компенсирующей направленности. В детских садах работают логопедические пункты с целью оказания коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития.
В соответствии с законом об образовании в РФ освоение программ основного общего, среднего общего образования завершается ГИА (Государственной итоговой аттестацией). В 2019 году в ГИА по образовательным программам основного общего образования приняли участие 2357 человек, среднего общего образования – 1395 школьников. Из них основной государственный экзамен сдавали 2285 выпускников, единый государственный экзамен – 1383 выпускника.
Для обеспечения безопасности все пункты проведения экзаменов были оборудованы стационарными металлодетекторами и средствами видеонаблюдения, все аудитории выведены в режим онлайн-вещания. Как и в предыдущем году, применялась технология печати полного комплекта экзаменационных материалов ЕГЭ в аудиториях и сканирования экзаменационных материалов в штабах пунктов.
Для выпускников 9-х, 11-х классов с ограниченными возможностями здоровья были созданы специальные условия, учитывающие особенности их психофизического развития.
На муниципальном уровне приоритетом остается обеспечение условий для качественной подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации. Анализируя результаты ЕГЭ в 2019 году по предметам, следует отметить повышение среднего балла по русскому языку, математике профильного уровня, физике, информатике, иностранному языку, истории и обществознанию. Вместе с тем, снизился средний тестовый балл, в сравнении с прошлогодними показателями по математике базового уровня, химии, биологии, географии и литературе.
Результаты ОГЭ в 2019 году в целом сопоставимы с итогами 2018 года. Количество 100-балльников за год увеличилось на 4 человека и составило 19. Из них трое выпускников получили по 100 баллов по двум предметам. Медалями «За особые успехи в обучении» награждены 209 выпускников школ.
В 2019 году 32 выпускника 11-х классов не получили аттестат (2,2% от сдававших ЕГЭ). Для сравнения: в 2018 году аттестат не получили 34 выпускника (2,5%). Примерно такая же картина с выпускниками 9-х классов. Не получили аттестат в 2019 году 55 человек (2,4% от количества сдававших ОГЭ), в 2018 году – 22 выпускника (1%).
Одним из приоритетных задач развития российской системы образования является выявление и поддержка одаренных детей и молодежи. В минувшем учебном году в целях выявления высокомотивированных учащихся в единые сроки в 4-11-х классах проводился школьный этап олимпиады по математике, русскому языку, литературе и биологии. Для обеспечения наибольшей степени объективности результатов было обеспечено участие общественных наблюдателей в процедуре проведения олимпиады.
Всего по итогам муниципального этапа олимпиады было определено 112 победителей и 369 призеров. Всего за отчётный период в централизованно проведённых в городском округе конкурсах, олимпиадах, месячниках, декадах приняли участие более 26 тысяч учащихся.
В 2018/2019 учебном году в 35-ти учреждениях по программам дополнительного образования занимались 13896 детей (2449 из них в спортивных секциях). 2326 детей из гимназии №5 и школы №3 занимаются в рамках совместного использования спортивной инфраструктуры на стадионе «Юность России» и Детском стадионе.
В целях обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в период летних каникул 2019 года Департамента образования Местной администрации г.о. Нальчик была организована работа 6 оздоровительных лагерей дневного пребывания для 409 детей, что больше на 21,5%, чем в прошлом году.
Особое внимание при формировании плана уделялось занятости в лагере детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, многодетных и малообеспеченных семей, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, с вовлечением их в совместную творческую и трудовую деятельность.
Несмотря на трудности и проблемы организации летнего отдыха в условиях пришкольного лагеря, эта форма работы с детьми в каникулярное время является всё более востребованной родителями, у которых нет возможности вывезти ребёнка на отдых или приобрести путевку в загородный лагерь.
Подводя некоторые итоги работы всех образовательных учреждений г.о. Нальчик в 2018/2019 учебном году, можно утверждать, что эта работа базировалась на национальном проекте «Образование» и 8 региональных проектов Кабардино-Балкарии. Городской Департамент образования и впредь будет уделять большое внимание внедрению новых образовательных технологий, методов обучения и воспитания, развитию наставничества, поддержке общественных инициатив и проектов, выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *