Нальчик

Деньги на ветер – транжире забава

В конце 1960-х годов, когда мы, тогдашние старшеклассники, впервые попадали на «толчок» (он же «толкучка»), как тогда назывался вещевой рынок, то невольно испытывали конфуз из-за того, что кто-то из старших (мать, сестра, брат), с кем мы пришли за покупками, начинал яростно торговаться с продавцом.

Мы же привыкли к твёрдым ценам в государственных магазинах, которые не мог изменить никакой работник торговли. Иначе он был бы обвинён в нарушении правил торговли и привлечён к ответственности вплоть до уголовной. Правда, тюремный срок гроз лишь в том случае, если сумма обсчёта или обвеса (обмера) покупателя превышал 50 рублей (для сравнения: минимальная зарплата в те годы составляла 60 рублей в месяц).
В «лихие» 90-е, когда «невидимая рука рынка» позакрывала заводы и фабрики, а вся страна проходила «университеты выживания», мы все научились профессионально торговаться с любым продавцом. Нынешнее молодое поколение и вовсе живёт ожиданиями очередных крупных распродаж, разных «чёрных пятниц» и покупок в беспошлинных бутиках. А отовариться за рубежом и вернуть на пограничном пункте НДС с произведённых покупок – это вообще считается «высшим пилотажем» для современного потребителя.
И всё же даже сейчас, несмотря на многолетние попытки бывшего Мин-образования России воспитать «грамотного потребителя», многие наши сограждане, в особенности из числа молодых не умеют тратить деньги. Точнее, очень даже умеют и тратят даже тогда, когда можно было бы и обойтись без таких трат. Об этом и пойдёт речь.
Итак, на чём же можно сэкономить деньги? Вот некоторые советы, щедро рассыпанные в социальных сетях и специализированных интернет-ресурсах, всевозможных «лайфхаках» (англ. life («жизнь») и hack («взлом») – «хитрости жизни», «народная мудрость»), которые в советское время скромно именовались «полезными советами»:

«Мелкие» траты
Одной из привычек, которая занимает первое место по «разорению» обычного человека, является производство множества мелких трат. Они вроде бы незаметны, малозначительны, но в совокупности сильно опустошают кошелёк. Между тем, таких расходов легко можно избежать без какого-либо ущерба, если заранее продумать свои действия, даже такие обыденные, как сборы на обычную прогулку по улицам или в парке. Например, если погода жаркая, а прогулка предстоит долгая, то надо из дому брать с собой воду в бутылочке, чтобы не пришлось её покупать. Если это дело происходит зимой, лучше запастись своим кофе или чаем в термосе.
Цены (уже достигли 4 руб./шт.) на полиэтиленовые пакеты в магазинах – это сплошное разорение, не говоря уже об увеличении захламлённости пластиком наших городов и сёл. Для покупок можно использовать сумку (лучше тканевую) из дома. Благо, сейчас модно бороться за экологию, и не будет конфузно использовать не просто тканевые сумки, но даже так называемые «авоськи», т.е. сеточные. К тому же, сейчас все ходят с большими или маленькими рюкзачками, в которых можно держать эти самые авоськи-сумки для покупок.

Псевдоэкономия приводит
к большим тратам
Ещё одна дыра в кошельке, через которую утекают деньги, называется «покупка впрок». «Затариваясь» продуктами на неделю, особенно полуфабрикатами (изделиями из фарша, «домашними» пельменями, всевозможными салатами и «овощными тортами»), мало кто задумывается, что станется с этими запасами через неделю. Еда портится и это стоит учитывать.
По статистике, четверть купленной россиянами еды отправляется в мусорное ведро. Продукция либо прокисает, либо просто оказывается ненужной. В список выброшенной провизии попадают мясные консервы, хлеб, молочные продукты и фрукты.
Ещё одна разновидность излишних трат на продовольствие – покупка товара, расфасованного в супермаркете. Намного дешевле купить продукты, упакованные на фабрике. Сейчас супермаркеты делают наценку на развесной товар, а при собственной фасовке нередко в пакеты кладут свежий товар вперемешку с просроченным или даже с подпорченным.

Глупость «на вырост»
Не только пищевые продукты становятся приобретёнными напрасно. В бесконечной гонке потребительства покупатели часто хватают на разных распродажах приглянувшуюся по цене или фасону одежду не по размеру. Одни берут меньшего размера, надеясь скинуть «лишние» килограммы и влезть в обновку, другие же покупают (в основном для детей) на вырост. Но ведь пока ребёнок наберёт нужный рост или объём, вожделенный предмет гардероба просто выйдет из моды и станет никому не нужным.

Гонка за новинками
Об эпидемии гонки за модными гаджетами не писал только ленивый. Механизм действия «заманухи» прост и примитивен: производители умышленно раздувают ажиотаж вокруг «новинок», а покупатели рады следовать трендам и закупаться техникой, которая мало чем отличается от уже имеющейся у них.
Схожая ситуация сложилась и с новиками кино. Реагируя на массированную рекламу в Интернете, на ТВ и радио, соцсетях, на афишах, киноман, словно зомби, стремится попасть на премьеру очередного блок-бастера. Однако посмотреть этот же фильм дома можно будет совсем скоро.
Но как сделать так, чтобы и кино посмотреть, и сэкономить? Если тяга к большому экрану непреодолима, стоит задуматься о будничном походе в кино. Ещё лучше посещать утренние сеансы через неделю после премьеры, когда цены значительно упадут. Можно сохранить деньги, отказавшись от напитков, конфет и попкорна, который не настолько вкусен, чтобы часто его покупать, да и съедается он ещё до начала фильма.
Можно отказаться от просмотра 3D-фильмов. Такие сеансы, как правило, дороже на 30-50%. Исследования показали, что трёхмерное изображение оставляет такой же эмоциональный след, как и обычный «плоский» фильм. Кроме того, после просмотра на переносице остается след от очков.

Вводя новый тариф,
провайдер всегда заботится
о себе
Заметную дыру в личном бюджете может пробить обычный консерватизм. Не следя за предложениями мобильных операторов и провайдеров, пользователь теряет возможность выбрать выгодную для себя акцию. Плывя по течению, клиент соглашается на любые предложения сервиса. Однако выгодным предложенный тариф окажется провайдеру, а не пользователю. Например, огромные пакеты sms-сообщений уже перестали быть актуальными, но операторы продолжают «впаривать» абонентам подобные услуги.

Изнанка кредитов:
просрочка и проценты
Любые непогашенные задолженности по кредиту опустошают карман и усложняют жизнь, которая не станет лучше до тех пор, пока не расплатишься с долгами. Брать кредит следует только в крайнем случае. В иных ситуациях не стоит увеличивать обязательных статью расходов в своём бюджете. По возможности штрафы, коммунальные счета и кредиты следует оплачивать сразу, как только это возможно.

«Бесплатные» интернет-игры
Когда-то для игры в тетрис приходилось тратиться только на батарейки. Современные электронные игры всё чаще приводят к серьёзным финансовым издержкам. Существует целая группа интернет-забав, где за виртуальные развлечения приходится платить реальные деньги. Поначалу такие игры кажутся копеечными, но вовлекаясь в цепочку уровней, игрок тратит немалые суммы. Поэтому следует помнить, что логического завершения у таких игр нет. Перечисляя деньги, игроман просто продлевает время пользования, но не приближается к финишу игры.

Волшебные пилюли
Современный маркетинг – это жестокий мир, где покупателя вынуждают добровольно приобретать ненужное. Попадаются на крючок самые разные категории населения.
На что тратиться нет смысла, в принципе?
Таблетки для похудения. Снижение веса – это длительный и трудоемкий процесс. Если бы похудеть было так просто, тучных людей просто бы не осталось.
Средства для роста мышц. Качественные протеиновые добавки работают только в совокупности с регулярными тренировками. Без отягощений (гирей, гантелей, штанги, эспандера) добиться фигуры Аполлона нереально, зато можно потратить деньги на банку спортивного питания.
Медицинские средства сомнительного происхождения. Травяные чаи, «улиточные кремы» и «акульи хрящи» от неизвестных фармацевтических компаний вряд ли обладают всеми волшебными свойствами, о которых написано на упаковке.

«Эмоциональные»
(импульсивные) расходы
Об этой категории расходов знают все, но продолжают попадаться на крючок маркетологов у касс супермаркета. Жевательные резинки, разовые порции кофе, миниатюрные батончики по цене шоколадки – всё это зазывно смотрит на покупателя.
Поэтому редкий ожидающий у кассы своей очереди человек не тянется к мелкой «заманухе», не говоря уже о том, что малышей практически невозможно удержать от соблазна взять что-нибудь из этого изобилия. Любой, кто подсчитает расходы на такие «мелочи», будет неприятно удивлён.

Сувениры захламляют
жилище и опустошают
кошелёк
Всевозможные миниатюры и статуэтки захламляют жилища многих наших современников. Немало тех, у кого рамки для фото стоят на столах, висят на стенах по всему дому. Но такое «богатство» в доме давно не в моде, да ещё и пробивает дыру в бюджете. Социологи давно называют такие покупки бессмысленными. Но потребители продолжают скупать милых фарфоровых кошечек и символы года.
Экономия – сложная наука, обучаться которой никогда не поздно. Постичь премудрости грамотного распоряжения личными финансами поможет список ситуаций, когда деньги улетают на ветер. Но этот список каждый должен составить для себя сам.
Султан Умаров

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *