Нальчик

Лариса Гулуева: «Всегда жалуются на тех, кто работает»

На вопрос: «Какой, по вашему мнению, должна быть хорошая школа?» – все без промедления отвечают, что она должна давать хорошие знания. При этом мало кто вспоминает о том, что для полноценного развития ребёнку необходима благоприятная среда. Ведь школа для учащихся становится вторым домом на долгие одиннадцать лет. И то, каким станет будущий гражданин России, во многом зависит от того, насколько комфортно ему было в первом в его жизни образовательном учреждении.
В том числе и об этой теме – насколько комфортно ученикам в их «втором доме» – шла речь в беседе корреспондента нашей газеты с директором школы №18 Нальчика
Ларисой Гулуевой:

– Лариса Магометовна, помимо того, что ваша школа даёт знания в рамках образовательных стандартов, какие ещё цели она ставит в своей работе с учащимися?
– Главная цель школы – дать ученикам знания по общеобразовательным предметам. Но не менее важно также обеспечить социальную защищенность ребёнка через качество образования и создать максимально комфортные для учебного процесса условия. Это касается не только психологической атмосферы в школе, но и её интерьеров.
Ребёнку необходимо прививать стремление к высоким достижениям в жизни. Это во многом зависит от условий, в которых он находится. Хочется привести школу в надлежащий вид, чтобы дети входили в это здание с гордостью, с чувством сопричастности к чему-то важному и хорошему.
– На входе в вестибюле висит большой список программ дополнительного образования. Насколько они популярны среди школьников?
– Перечень всевозможных кружков, студий образовательных площадок у нас действительно большой, равно как и процент детей, посещающих их. Этому способствует широкая тематическая направленность внеурочных занятий: спортивные секции, художественные кружки, музыкальная школа, занятия для общего развития и т.д. Наши ученики регулярно принимают участие в тематических конкурсах и соревнованиях и занимают призовые места.
Это ещё и способ отвлечь детей от улицы. У нас есть дети из неблагополучных семей, которые не могут позволить себе обеспечить досуг ребёнка. Многие функции родителей школе приходится брать на себя.
– Ваши ученики, как я заметила, чуть ли не «стройными колоннами» с видимым желанием ходят в школьную столовую. Каких правил вы придерживаетесь относительно школьного питания?
– У нас стандартное школьное питание. Как и остальные общеобразовательные заведения городского округа, мы обеспечиваем бесплатным питанием учащихся 1-4-х классов, а также детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) 5-11 классов. Чипсов, снеков, конфет, газировки и прочего у нас нет. Это совершенно неприемлемо.
– Директор школы – это хозяйственник, или же вы стараетесь держать под контролем и образовательный процесс?
– По определению директор школы должен успевать всё. Я посещаю уроки наших педагогов, составляю свои замечания и предложения, которые потом обсуждаем вместе с педагогом.
У меня есть целая папка таких записей. Из выдержек этого журнала можно было бы составить неплохой юмористический сборник педагогических ляпов.
– Раньше вы работали в другой школе, в СШ №18 пришли недавно. Есть здесь устоявшиеся правила, которые достались вам по «наследству»?
– Да, я в этой школе всего три года. Здесь некогда был очень хороший директор Азрет Камалович Текуев. Он проработал в этой должности 26 лет и многое из того, что здесь есть сейчас, было заложено именно им. Это касается и школьных традиций, и качества образования, и подхода к самому процессу образования и школьного воспитания, и отсутствия коррупции. Он относился к тем руководителям, которые могли выдерживать тонкую грань, разумно сочетая контроль и свободу, что давало возможность сохранять чувство собственного достоинства. Это касается и педагогов, и учеников.
В наши дни, увы, статус учителя невысок. Но, благодаря Азрету Камаловичу, наши педагоги, как в старые добрые времена, чувствуют себя яркими представителями интеллигенции. Они представляют собой лучшую версию советского образца: проявляя уважение к окружающим, требуют к себе того же. Я стараюсь поддерживать эти порядки, потому что загнанный по жизни и униженный бытовыми неурядицами человек не способен научить ребёнка хорошему.
Вообще у нас достаточно большой процент пожилых педагогов со своей устоявшейся системой преподавания, которая даёт стабильно хороший результат. Завуч по учебно-воспитательной работе Людмила Юрьевна Життеева работает в этой школе практически со дня её основания, почти 49 лет. Преподаватель физкультуры Владимир Николаевич Юнда – 35 лет. Это удивительные люди. И таких педагогов, увлеченных своим делом и детьми, у нас много.
– В чём вы видите разницу между современными детьми и предыдущим поколением, теми, кто учился 10-20 лет назад?
– Расслоение общества сейчас идёт не только по материальному и социальному признаку, но и по интеллекту. Общая тенденция такова, что наблюдается ярко выраженный спад интеллектуального уровня. Одна из причин этого – расширение информационного поля. «Оперативная память» ребёнка захламлена большим объёмом ненужной информации, которая поступает от телеканалов, интернет-ресурсов и соцсетей.
Вместе с тем, среди обычных учеников есть дети, которые не всегда слышат, что говорит учитель, не всегда хотят учить тот или иной предмет, бывает, пропускают уроки. При этом они сдают английский на уровень «с» (достаточно высокий уровень), читают английских писателей в оригинале, пишут трогательные стихи и играют на сцене так, что понимаешь: это нечто. Мое мнение таково, не беда, если такие дети не получают высокие оценки на уроках ОБЖ или физики.
Или так называемые «двоечники». Нельзя говорить, что у ребёнка есть предел. Человек не всегда развивается линейно. Я за то, что детям всегда надо протягивать руку помощи. Сегодня он может не успевать, но через пару лет или больше он может раскрыться. Что-то у него накапливается внутри, и он может раскрыться, пусть и с опозданием. Тогда он начнёт успешно заниматься тем, что ему важно и интересно.
– Наверняка, есть у вас выдающиеся выпускники, которыми школа гордится и приводит в пример.
– Как и в любой их школе, у нас есть те, кем мы по праву гордимся. Это меценат и директор Кабардино-Балкарского филиала РусГидро, бывший первый заместитель мэра Нальчика Игорь Кладько, заслуженный артист России Феликс Царикати, музыкант, член Союза композиторов России и народный артист КБР Мурат Кабардоков, кандидат экономических наук и преподаватель КБГУ Алим Мамсиров.
– Как вы относитесь к бытующему в обществе мнению о том, что школа формирует посредственных, не способных думать?
– Это расхожее мнение. Сейчас, практически, все уроки, независимо от дисциплины, проходят в дискуссионной форме. Дискуссия предполагает мыслительный процесс.
Каждый, кто учился в школе, а это вся наша страна, считает, что разбирается в школьной системе на уровне эксперта и имеет полное право критиковать нашу работу. Но жалуются всегда на тех, кто работает…
В прошлом году нальчикская средняя общеобразовательная школа №18 отметила свой полувековой юбилей. Она идёт вперед и развивается, опираясь на свои добрые традиции. Здесь ценят личность, равно как и знания. Провозглашают уважение, толерантность и свободу. Информационный стенд, висящий на первом этаже, приводит в пример мотивационные цитаты Стива Джобса и Марка Цукерберга, а детский плакат на стене гласит: «Не оценивайте людей, а цените их».
Беседовала Таира Мамедова