Нальчик

Современному предпринимательству надо учиться

Когда вникаешь в суть мероприятий, которые проводят федеральный центр и бизнес-сообщество страны, приходит понимание того, что сегодня от руководства республики требуется обеспечить участие граждан в реализации программ для поднятия уровня жизни и развития экономики России.

Одной из самых актуальных действующих всероссийских программ, направленных на поднятия уровня жизни и развития экономики страны, является «Россия – страна возможностей». Её основная задача – создание различных каналов и коммуникаций для самореализации россиян. Недостатком таких программ, на наш взгляд, является то, что среди них поддержку получают лишь победители конкурсов стартапов. Мы же полагаем, что внимания заслуживают все участники таких форумов, а не только их победители.
Такое мнение зиждется на том, что всё-таки отбор победителей конкурсов носит, как правило, субъективный характер, а большая часть конкурсантов, которые не стали победителями, теряет интерес к своим проектам и программам. Победители к тому же получают дополнительные баллы при поступлении в ведущие вузы, входят в программы наставничества, дополнительного образования, а также имеют преимущество при трудоустройстве на престижные должности. А как же быть с теми, кто не победил, но очень старался и хочет заниматься делом?
В 2019 году было объявлено, что в нашей стране запущена новая платформа – «Профессионалы 4.0». Гендиректор автономной некоммерческой организации «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров заявил, что «очень важно объединять усилия с компаниями и организациями, которые ведут аналогичную работу внутри своих структур. К слову, «Газпром нефть» уже выступает партнером флагманского проекта «Лидеры России», и я уверен, что теперь наше сотрудничество будет ещё более продуктивным».
Очевидно, что государство старается развить интерес своих граждан к всероссийскому конкурсу управленцев «Лидеры России» и наладить через конкурсы социальные лифты. При этом хотелось бы отметить, что в силу разных причин многие способные люди, проживающие в КБР, не участвуют в конкурсе, так как не прошли соответствующую переподготовку.
Одновременно следует подчеркнуть и такой важным фактор, что основной проблемой нашего региона является невысокий социально-экономический потенциал активной части населения. Связанно это, прежде всего, с тем, что наши люди не обладают нужными базовыми знаниями в области бизнеса, соответственно, не могут начать свое дело с грамотного выстраивания успешного предпринимательства в избранной сфере деятельности.
В последние годы в России многие учебные заведения организуют курсы, школы, семинары, форумы для подготовки потенциальных бизнесменов с более ясным и широким пониманием предпринимательской деятельности, готовых войти самим и вовлечь более пассивных своих сограждан в бурные воды предпринимательства.
Инертность многих россиян объясняется тем, что их уровень восприятия сути бизнеса недостаточен. Основная масса людей в нашей стране и, в частности, в Кабардино-Балкарии, познают науку рыночной экономики только на практике, методом проб и ошибок. Например, основная часть молодёжи, окончившая КБГАУ им. В.М. Кокова и КБГУ им. Х.М. Бербекова, не проявляет даже минимальную активность, чтобы войти в малый и средний бизнес. В различных ведомственных документах различных структур КБР отмечается отсутствие в нашей республике наукоёмких малых предприятий, а наши образовательные учреждения не занимаются этой проблемой.
В Европе, на которую мы традиционно ориентируемся, история бизнес-школ началась ещё в начале ХIХ века, после того как американские выпускники Дортмундского колледжа удостоились степени MBA (Master of Business Administration), которая свидетельствовала о том, что человек прошёл курс и овладел основами производства и рыночной деятельности.
Через некоторое время подобные школы делового администрирования открылись в Европе. В России становление аналогичных бизнес-школ произошло спустя почти 200 лет, в середине 1990-х годов. Основной их локализацией стали Москва и Санкт-Петербург, но не субъекты страны.
Может ли наша республика ещё подождать 200 лет с открытием бизнес-школы? Вопрос, конечно же, больше риторический, чем философский. Ждать уже невозможно! Как показал опыт КБР и других соседних регионов, неученье – прямой путь оказаться на обочине современного делового мира.
Для того чтобы быть «в струе», необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться в той области, которую для себя выбрали люди. Это актуально для деловых людей, поскольку бизнес является самой агрессивной сферой деятельности, а бизнес-школы дадут жителям КБР прекрасную возможность получить новые профессиональные знания и навыки, чтобы эффективно окунутся в предпринимательскую деятельность.
Современные программы подобных учреждений западного образца предлагают очные, заочные и дистанционные курсы, обучение на которых длится до двух лет. Цель обучения – поделиться знаниями, опытом и навыками системного подхода при решении задач в бизнесе, а ещё сформировать предпринимательский стиль мышления, что для самообеспечения людей необходимо. Психологически многие жители Кабардино-Балкарии соответствуют такому бизнес-стилю мышления – хорошо и быстро заработать любыми способами. В республике это мечта многих. Но эти устремления наших сограждан необходимо структурировать согласно науке о бизнесе.
Все чаще европейские бизнес-школы пользуются наглядными примерами из бизнеса в России. При этом учитывается специфика, которая нашла своё отражение в отдельном разделе, посвященном криминалу и коррупции. Например, учение бизнесу в американских и европейских школах основано на разборе «кейсов». Там подробно рассказывают студентам истории крупных и успешных компаний, которые сегодня существуют в мире и успешно развиваются.
Эти примеры регулярно собираются, анализируются и обновляются. А в результате появляется возможность в процессе обучения охватить всевозможные модели ведения своего бизнеса на примере уже действующих успешных компаний.
Российские школы тоже развиваются. Список рассматриваемых в них тем, довольно широк. Там финансы, бухгалтерский учёт, роль информационных технологий при управлении бизнесом, маркетинг, управление персоналом, этикет, тактика общения и пр. Общая цель всех курсов заключается в том, чтобы раскрыть студентам основы управления бизнесом и объяснить основные принципы, которые направлены на эффективное развитие. Деловые игры помогают на практике закрепить пройденный материал. В таких школах учат, как правильно вести переговоры, назначать встречи с деловыми партнерами, провести совещание совета директоров.
Сегодня в России образовательной деятельностью, в т.ч. бесплатной, занимаются крупнейшие компании. Программа развития бизнес-навыков для предпринимателей и тех, кто планирует открыть своё дело, имеется у Сбербанка России. Занятия проводятся онлайн и бесплатно. Согласно данным Сбербанка половина выпускников-предпринимателей после обучения улучшили показатели бизнеса (средний чек, количество клиентов, выручка).
Согласно данным Сбербанка 10% начинающих предпринимателей-слушателей этих курсов открыли своё дело в течение 3 месяцев после обучения. Можно эти бесплатные онлайн-курсы преподавать в республике с участием и помощью бизнес-тренеров на базе Бизнес-инкубаторов или в других образовательных местах. Время выбрать нужно удобное для работающих лиц, после 18.00.
Онлайн-программа курса включает в себя просмотр видеоуроков (8 модулей по 5-7 роликов около 5 минут каждый), тематические вебинары с экспертами, тесты, практические задания, полезные материалы. За верное выполнение заданий участник получает баллы, которые складываются в общий рейтинг. Сбербанк России также открыл для всех желающих бесплатную онлайн-школу для программистов, называется «Школа-21».
Перед вузами и Кабардино-Балкарским научным центром РАН надо поставить задачу: разработать конкретную дорожную карту по обучению всех желающих предпринимательской деятельности на основе действующих в стране передовых учебных программ. Им же поручить широкое вовлечение в обучение всех желающих жителей республики.
Реализация совокупности предлагаемых мероприятий будет способствовать повышению уровня понимания и развития предпринимательской деятельности в Кабардино-Балкарии среди широкого круга населения.
Пшикан Таов, академик РАЕН, заслуженный деятель науки РФ,
Заурбек Шахмурзаев, секретарь Экспертно-аналитического совета при Главе КБР