Нальчик

Спасти театр может только сам театр?

22 ноября, в заключительный день фестиваля «Южная сцена» в Союзе театральных деятелей КБР прошёл «круглый стол» на тему развития региональных драматических театров в современных условиях.

В обсуждении насущных проблем национальных подмостков приняли участие представители театрального бомонда Кабардино-Балкарии, коллеги из соседних регионов, а также члены жюри фестиваля «Южная сцена»: заведующая кабинетом национальных театров Союза театральных деятелей РФ, ответственный секретарь Гильдии театральных режиссёров России Марина Корчак, доцент кафедры режиссуры драмы РАТИ-ГИТИС Екатерина Гранитова-Лавровская, театральный критик Павел Подкладов.
В своём выступлении Мария Корчак отметила, что несмотря на серьёзные финансовые проблемы, национальные театры России переживают не самые худшие времена. «15 лет назад уровень национальных театров был невысоким, – отметила она. – Сейчас наблюдается явный рост потенциала, хотя проблемы остаются те же. И в первую очередь, это проблема финансирования. Зарплата театральных деятелей по всей стране, а особенно в регионах, остаётся очень низкой. В стране есть города, в которых нет театров вовсе. Актёрам попросту не из чего платить, их некуда селить».
В ряду особо острых проблем были также обозначены кадровые вопросы и перспективы сохранения национальных языков. По словам Марии Корчак, во всех национальных театрах наблюдается одна и та же картина: молодежь, приходящая в театр на спектакль на родном языке, берёт наушники для синхронного перевода на русский язык.
Надежды на сохранение языков немногочисленных этносов возлагаются именно на национальные театры, которые могли бы получить подпитку в том числе за счёт привлечения и обучения молодых актёров, которые после окончания столичных театральных вузов нередко остаются в крупных городах. Последнее, в частности, объясняется «царствующим» в национальных театрах «нафталином». В общем, как заключила Мария Корчак, если спасение утопающих – дело рук самих утопающих, то и спасти театр может только сам театр.
Для театрального критика, обозревателя журнала Союза театральных деятелей «Страстной бульвар, 10», порталов «Revizor.ru» и «Театрон» Павла Подкладова эта поездка к нам в Кабардино-Балкарию была первой. Знакомство с местными национальными театрами, по его словам, произвело на него большое впечатление.
«В последнее время мне много приходилось разъезжать по национальным театрам страны, но я не ожидал увидеть здесь такой высокий уровень и режиссуры, и актёрского мастерства, – откровенно высказался Павел Подкладов. – Я не люблю разного рода клише, но то, что я наблюдал здесь, это – высокий европейский стандарт. Даже в отсутствие современной национальной драматургии местные режиссёры стараются «национализировать» то, что предлагает мировая классика. Этот фестиваль подтвердил мою убеждённость в том, что в каждом национальном театре есть актёры, которые составили бы славу любому Голливуду. Я счастлив, что познакомился с удивительной культурой и людьми и уеду с переполненным эмоциями сердцем».
За чашкой кофе участники «круглого стола» также поделились впечатлениями от прошедшего в Нальчике фестиваля «Южная сцена».
Ханума Князева