В своё время Михаил променял поварской колпак и кастрюли на резиновую обувку и садовые инструменты. Об этом, по его словам, ему жалеть не приходилось. Почему выбрал не самое престижное направление в обучении, о сложностях и преимуществах дела жизни, вкусовых предпочтениях клиентов и «размере» их кошелька он рассказывает, отвечая на вопросы корреспондента газеты «Нальчик»:
– Почему ландшафтный дизайн?
– Первое моё образование – поварское. Но я быстро понял, что это не моё. Агрономию выбрал, потому что это было близко с детства. Я вырос в доме деда. У него был большой участок, сад, так что я с младых ногтей впитал в себя любовь к растениям и получил кое-какие базовые знания о том, как за ними нужно ухаживать.
Решил поступить в Российский государственный аграрный университет им. Тимирязева и не пожалел. Именно во время учебы мне открылись новые перспективы. В студенческие годы я подрабатывал, занимался обрезкой деревьев в Подмосковье. Один из моих клиентов предложил заняться озеленением его участка.
Я тогда о ландшафтном дизайне имел очень смутные представления. Пару дней потратил на ознакомление с теорией, потом закупил растения и принялся за работу. Ощущения, когда создаёшь в итоге что-то красивое, невозможно передать словами. Это чувство вдохновило на дальнейшее обучение.
К тому времени, когда я окончил университет, к нам с курсом лекций приехал ландшафтный дизайнер из Франции. Он набирал студентов для обучения, и я, конечно же, записался «в ученики». К концу курса у меня уже были заказы, «сарафанное радио» работает на отлично.
– Что подразумевает работа ландшафтного дизайнера и что самое сложное в ней?
– Всё начинается с выезда на место потенциальной работы. Это я делаю бесплатно, где бы это место ни находилось, а я работаю не только по республике, но и в соседних регионах, в Москве и Московской области. Далее общение с клиентом, обсуждение, где и что должно быть. Затем следует создание визуализации, расчёт стоимости. И начинается работа на территории. Заказ, отбор и расстановку растений произвожу лично. Мне легче это сделать самому, чем объяснить кому-то другому.
Если говорить о сложностях, то это, наверно, правильная организация работы: доставка растений и всего необходимого, общение с рабочими, которых нередко приходится подгонять. Ещё один момент – это общение с клиентом. Всегда стараюсь прямо говорить, что и как будет лучше смотреться. У клиента свое видение, он пытается внести «изюминку». И это важно, но это всего лишь красивая картинка. Моя задача описать, как это будет на практике. Я стараюсь не переубедить, а донести до клиента, как было бы лучше с профессиональной точки зрения.
– Сколько времени в среднем уходит на реализацию одного проекта?
– От нескольких дней до двух недель, всё очень индивидуально. В прошлом году, к примеру, я был занят в масштабном проекте в Москве – нужно было оформить территорию в 50 соток вокруг частного дома. Согласование проектно-сметной документации длилось долго, около трёх недель. За три дня до своего юбилея заказчик дал добро, и мы приступили к работе. И успели сделать к сроку. В тот момент, когда мы вносили последние штрихи, начали подъезжать гости.
– Есть ли спрос на работу ландшафтного дизайнера в Кабардино-Балкарии?
– Наши услуги достаточно востребованы. Работы хватает, иногда даже слишком. Это тот случай, когда спрос последовал за предложением. Сделал одному, об этом узнал другой – и поехало. На данный момент у меня 28 завершенных проектов, это менее чем за год. И ещё в разработке – 17 участков.
– У вас есть конкуренты в Нальчике?
– Есть люди, которые занимаются тем же, но я не назвал бы их конкурентами. Мне приходится время от времени заниматься переделкой их проектов. Тут речь идёт о полном несоответствии технологиям высадки и неадекватной ценовой политике. При этом о гарантии и дальнейшем обслуживании не идёт и речи.
– Вы даёте гарантию на свою работу?
– Конечно. Гарантия на работу один год и один-два года на растения. Все клиенты заносятся в базу для дальнейшего мониторинга и обслуживания по мере необходимости.
– Где берёте растения для работы?
– 90% посадочного материала, который используется в работе, заказываю в Италии, Испании и Голландии. Растения выращивают частные фермеры, которые получают заказы со всего мира, в том числе из Нальчика. Доставка занимает несколько дней. Заказ произвожу, как только возникает необходимость, хотя у меня всегда есть что-то в запасе.
– Вкусовые предпочтения клиентов разнятся в зависимости от места жительства?
– Да, ещё как. Местные клиенты очень любят вечнозелёные растения: туи, ели, самшит и прочее, при этом уговорить на что-то более прогрессивное практически невозможно. Самые продвинутые клиенты живут в Чечне. Они за новаторство. За растительное многообразие, когда все отцветает в свое время.
– Наверняка они же самые платежеспособные клиенты? Какими были суммы самых дорогих проектов и где понтов больше?
– Самые платежеспособные клиенты – москвичи и жители КБР. Самый дорогой проект в Москве обошёлся заказчику в 70 млн. рублей, а в Нальчике 4,5 млн. рублей.
Тем не менее, понтов больше в КБР. Если сравнить с Чечнёй, то там пафоса меньше. У человека может быть дворец вместо дома, большой облагороженный участок, соответственно, большие доходы, но ездить может на «копейке». У нас же как?.. Сам живёт в «избушке»-мазанке, зато сидит за рулём Mercedes-Maybach, причём б/у.
– Чем или кем вы вдохновляетесь в своей работе?
– Меня вдохновляют клиенты. Если заказчик воодушевлён и сам «кайфует» от предвкушения, то всё – моя фантазия идёт в бой.
– Вы задумывались над тем, чтобы сменить профессию, начать другое дело?
– Ни разу. Впервые в жизни я точно знаю, что занимаюсь тем, чем должен. Вообще, мне кажется, что за этим будущее. Я имею в виду агрономию. Молодёжь у нас в республике предпочитает профессии, связанные с юриспруденцией, медициной, экономикой. Агрономию недооценивают, хотя многие из наших жителей, те, что проживают в сельской местности, впитывают это с молоком матери. Около 10 человек – моих однокурсников, я в том числе, окончили Тимирязевский университет экстерном. Все мы были из аграрных регионов России – это о многом говорит.
Беседовала Таира Мамедова