Нальчик

Невесомый академизм «Таврического»

Состоялось первое северокавказское турне Государственного симфонического оркестра Ленинградской области «Таврический». Оно проходило по маршруту «Майкоп – Нальчик — Грозный». В столице Кабардино-Балкарии творческий коллектив выступил дважды: 25 сентября в КБГУ и 27-го в Зеленом театре, вход на оба мероприятия был свободным.

Для «Таврического» это уже второе выступление в Нальчике: несколько лет назад они представляли обширную программу проекта «Симфония Кавказа», за работу над которым художественный руководитель и дирижер оркестра был удостоен звания «Народный артист КБР». Оркестр вообще не раз признавался в любви к произведениям черкесских композиторов, и позволим себе предположение, что это прямое влияние Мурата Кабардокова.

В этот раз программа выступлений частично состояла из произведений, вошедших в сборник «Симфония Кавказа»: «Адыгейский удж» и «Кабардинская кафа» Сергея Ряузова, «Нарты пируют» Александра Мосолова, «Лезгинка» из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна, «Экспромт» Александра Арутюняна, композиции Джабраила Хаупа и Бориса Темирканова, а также «OST-сюита» Мурата Кабадокова. Кроме того, на концерте в КБГУ прозвучала музыка Мурата к фильму Дзиги Ветрова «Человек с киноаппаратом», а в Зеленом театре – целый блок концерта был посвящен музыке кино: произведения Гии Канчели, Андрея Петрова, Астора Пьяцоллы и Джеймса Хорнера (саундтрек к фильму «Титаник»). Завершающим аккордом (в прямом и переносном смысле) в обоих мероприятиях стало выступление победителя шоу «Голос» Аскера Бербекова. Он исполнил мировые хиты («FallingInLove», «ShowMustGoOn», «StillLovingYou» и др.) и композиции на родном языке (народную «Хьэтхэуазэ Мухьэмэд и гъыбзэ» и «Си анэ» на слова Зарины Кануковой).

Присутствие на сцене вместе с таким высококлассным оркестром и Мурата Кабардокова, и Аскера Бербекова, конечно, не могло не воодушевлять нальчикского зрителя, который оказался отзывчивым и благодарным. Но справедливости ради нужно сказать, что главным героем этого во всех смыслах теплого вечера стал Михаил Голиков, у которого с нашей публикой давнее полное взаимопонимание. Маэстро превращает то, что мы с детства считаем скучным – симфонический концерт, в маленький спектакль. И речь не о каком-то заигрывании с публикой или игре на публику – ничего подобного! Просто в Михаиле Сергеевиче столько артистизма, энергии, юмора и любви к музыке, что от его движений невозможно оторвать взгляд. Казалось бы, дирижер всегда находится в изначально невыгодной позиции по отношению к зрителю – спиной к нему, но спина Голикова настолько выразительна, что кажется, по сравнению с ней даже мимика не могла бы дать более полного представления о том, какие эмоции у дирижера вызывает очередная мелодия. В сочетании с академизмом это превращает концерт в настоящий праздник не только для зрителей, но и для музыкантов на сцене. По крайней мере, именно так ощущается из зала.

Вообще легкость (да практически парящая невесомость) «Таврического», идущая от высокого мастерства и наслаждения каждой нотой, даже совсем неискушенным слушателям симфонической музыки позволяет ощутить присутствие настоящего волшебства, которое начинается с «разминки» оркестра и продолжается вплоть до последних аплодисментов – долгих потому что уж очень не хочется отпускать ни оркестр, ни это ощущение счастья, которое дарит человеку искусство.

Марина Битокова

Фото автора