Нальчик

Невесомый академизм «Таврического»

Состоялось первое северокавказское турне Государственного симфонического оркестра Ленинградской области «Таврический». Оно проходило по маршруту «Майкоп – Нальчик — Грозный». В столице Кабардино-Балкарии творческий коллектив выступил дважды: 25 сентября в КБГУ и 27-го в Зеленом театре, вход на оба мероприятия был свободным.

Для «Таврического» это уже второе выступление в Нальчике: несколько лет назад они представляли обширную программу проекта «Симфония Кавказа», за работу над которым художественный руководитель и дирижер оркестра был удостоен звания «Народный артист КБР». Оркестр вообще не раз признавался в любви к произведениям черкесских композиторов, и позволим себе предположение, что это прямое влияние Мурата Кабардокова.

В этот раз программа выступлений частично состояла из произведений, вошедших в сборник «Симфония Кавказа»: «Адыгейский удж» и «Кабардинская кафа» Сергея Ряузова, «Нарты пируют» Александра Мосолова, «Лезгинка» из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна, «Экспромт» Александра Арутюняна, композиции Джабраила Хаупа и Бориса Темирканова, а также «OST-сюита» Мурата Кабадокова. Кроме того, на концерте в КБГУ прозвучала музыка Мурата к фильму Дзиги Ветрова «Человек с киноаппаратом», а в Зеленом театре – целый блок концерта был посвящен музыке кино: произведения Гии Канчели, Андрея Петрова, Астора Пьяцоллы и Джеймса Хорнера (саундтрек к фильму «Титаник»). Завершающим аккордом (в прямом и переносном смысле) в обоих мероприятиях стало выступление победителя шоу «Голос» Аскера Бербекова. Он исполнил мировые хиты («FallingInLove», «ShowMustGoOn», «StillLovingYou» и др.) и композиции на родном языке (народную «Хьэтхэуазэ Мухьэмэд и гъыбзэ» и «Си анэ» на слова Зарины Кануковой).

Присутствие на сцене вместе с таким высококлассным оркестром и Мурата Кабардокова, и Аскера Бербекова, конечно, не могло не воодушевлять нальчикского зрителя, который оказался отзывчивым и благодарным. Но справедливости ради нужно сказать, что главным героем этого во всех смыслах теплого вечера стал Михаил Голиков, у которого с нашей публикой давнее полное взаимопонимание. Маэстро превращает то, что мы с детства считаем скучным – симфонический концерт, в маленький спектакль. И речь не о каком-то заигрывании с публикой или игре на публику – ничего подобного! Просто в Михаиле Сергеевиче столько артистизма, энергии, юмора и любви к музыке, что от его движений невозможно оторвать взгляд. Казалось бы, дирижер всегда находится в изначально невыгодной позиции по отношению к зрителю – спиной к нему, но спина Голикова настолько выразительна, что кажется, по сравнению с ней даже мимика не могла бы дать более полного представления о том, какие эмоции у дирижера вызывает очередная мелодия. В сочетании с академизмом это превращает концерт в настоящий праздник не только для зрителей, но и для музыкантов на сцене. По крайней мере, именно так ощущается из зала.

Вообще легкость (да практически парящая невесомость) «Таврического», идущая от высокого мастерства и наслаждения каждой нотой, даже совсем неискушенным слушателям симфонической музыки позволяет ощутить присутствие настоящего волшебства, которое начинается с «разминки» оркестра и продолжается вплоть до последних аплодисментов – долгих потому что уж очень не хочется отпускать ни оркестр, ни это ощущение счастья, которое дарит человеку искусство.

Марина Битокова

Фото автора

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *