Нальчик

Учитель, перед именем твоим…

2020-й год ближе к своему окончанию не только не уменьшает своей скорости, но и, кажется, только сейчас набирает разбег. Каждая уходящая неделя дает сразу несколько поводов даже для такой, казалось бы, не злободневной рубрики, как колонка о кино.

Едва оправившись от смерти великого Диего Армандо Марадоны, я готовилась поговорить о нем и фильме его друга Эмира Кустурицы. Но другие события, гораздо более невообразимые, заставили обратиться к другому кино: 27 ноября 2020 года в нальчикском лицее №2 произошел конфликт родственников одного из учеников и учителя истории, закончившийся стрельбой из травматического пистолета и поножовщиной. К инциденту этому и его подробностям я возвращаться не буду, но все это напомнило фильм «Последний урок» (2008) Жана-Поля Лильенфельда. Не столько в сюжетном плане, сколько в своем социально-психологическом контексте. Это сложная и с эмоциональной, и с эстетической точки зрения картина об учительнице (Изабель Аджани) французского языка и литературы, доведенной не просто до нервного срыва (кого они удивляют в учителях?), но до последней черты отчаяния. Школа находится в неблагополучном районе Парижа, ученики в подавляющей массе из мигрантских семей – выходцев из Африки и арабских стран. Среди такого контингента у учителя никакого авторитета, а у французской литературы – познавательной привлекательности. Что делать измученной неврозами, угрозами и хамством женщине, если бездействуют все вокруг? Достать пистолет и под его дулом заставить читать Корнеля и Мольера? Острое желание поговорить об этом фильме возникло около месяца назад, после того самого убийства учителя во Франции. Но тогда показалось, что эти проблемы не то, чтобы далеки от нас, но не настолько злободневны для Кабардино-Балкарии. Кто же тогда знал, что практически идентичная ситуация станет возможной в Нальчике? Но произойдет она не в самой реальной реальности, а не в кино. О том, что авторитет и социальный престиж профессии учителя опустился ниже ватерлинии, не сказал только ленивый. Причем сегодня даже эти разговоры уже не актуальны, как и обсуждение низких зарплат и социальной незащищенности. Конфликты учителей с учениками стали яркой иллюстрацией, концентрированным выражением основных проблем общества. Сильнейшие противоречия обостряются в школе с особенной силой, но если раньше все происходило чаще всего между учениками, а фигура педагога была непререкаемой, то сегодня эти конфликты вышли на новый уровень – конфронтация часто возникает между учителем и учеником. Сейчас самый большой соблазн – обвинить во всем правительство, глобалистов или «Щарли Эбдо», уж очень хочется найти ответственного за эту смену парадигм. Или же хочется немедленно стать на одну из сторон непосредственного конфликта – с тем, чтобы оттуда клеймить оппонентов. Но, мне кажется, что этого не только делать нельзя, но что это, в принципе, бессмысленно. Ведь искать виноватого – дело неблагодарное, а попытки навязать авторитет, заставить уважать педагога – признание его несостоятельности. Потому что аудитория (неважно, школьная она или студенческая) чрезвычайно чутко реагирует на настроение учителя, а уважения к себе не требуют, а заслуживают. Конечно, горько видеть избитого учителя, но еще горше читать о том, что он позволял себе оскорбления в адрес ученика. Конечно, периодически накрывает тоска по тем поколениям учителей, любому представителю которых хотелось поставить памятник за служение (в полном смысле слова) профессии. Но уж нет той страны, которая эти поколения вырастила, как и нет учеников, считавших образование высшим благом для себя, так что тоска эта так же бессмысленна, как и поиски виноватого. Есть сегодняшняя реальность, и, нравится она нам или нет, в ней каждому из нас доверен тот крохотный островок, который мы в силах сделать лучше или хуже собственными действиями. Все произошедшее хочется забыть, как страшный сон, но забывать нельзя. Потому что однажды события этого ноября станут поводом для рефлексий и важных выводов. Несмотря на то, что сегодня пока еще не получается сделать глубокие обобщения. Пока еще в оценках инцидента в лицее №2 слишком сильны эмоции…

Марина Битокова