Нальчик

Замерзшее время

14 января в арт-центре Мадины Саральп открылась выставка работ Владислава Битокова «Хранители времени», которая будет работать в течение месяца. Это необычная экспозиция, аналогов которой в Нальчике, пожалуй, еще не было.

Экспозиция представляет собой сорок одну объемную работу: это миниатюрные модели домов, которые Владислав создавал в течение нескольких лет. Кроме того, концепция будет дополнена несколькими графическими работами автора, которые близки к теме выставки, а также фотографиями. Сочетая в себе множество различный материалов (картон, пластик, проволока, металл), создаваясь с помощью подручных средств, эти изделия благодаря простоте (видимой простоте) своего исполнения не упрощаются. Наоборот, удивительно сознавать: несмотря на то, что ты вроде бы понимаешь, как все это сделано, они потрясают тебя до глубины души. Домики Владислава не стремятся быть или выглядеть красивыми, но они демонстрируют собой неистощимую фантазию художника: здесь и обыкновенные сельские сараи, и воспоминания о застройках барачного типа в центре Нальчика 50-60-х годов, и типичные тбилисские дома в исторической части города, и напоминания военных годах – 1941-1945, и выхваченные взглядом художника неприглядные углы с мусорками и так далее.

Глядя на них, понимаешь, что каждый дом являет собой целый мир, а Владислав Битоков своим дизайнерским видением воссоздает такие миры в миниатюре. Эти лестницы, ставни, балконы, светильники, развевающиеся на ветру шторы и ставни можно рассматривать бесконечно. Кажется, еще немного – и из оконных проемов послышится звук радиолы и голоса людей, секунду назад скрывшихся за одной из дверей. Даже надписи на картонных стенах выглядят так, словно это выцветшая от дождей краска. В каждой из работ законсервирован отрезок времени, и раскроется он букетом воспоминаний перед тем, кто всмотрится в эти миры и проникнется особым ностальгическим чувством художника. Наверное, именно поэтому не хочется рассказывать о работах подробнее, чтобы позволить каждому зрителю сформировать свой собственный ассоциативный ряд: кто-то вспомнит своего осанистого деда, выходящего вот точно из такой двери, кто-то – играл с друзьями в футбол ровно в таком вот дворе, кто-то… впрочем, эти предположения можно продолжать бесконечно. Закручивая время в воронку, уходящую глубоко в наше сознание или даже подсознание, дома Владислава Битокова поражают точностью деталей, которые все уменьшаются и уменьшаются и скоро, кажется, станут почти невидимыми. Но именно в этом невидимом глазу, иногда даже неназванном хранится наша память и умение эти незримые детали вновь сделать осязаемыми, заново дать им имена, заставить говорить собственным голосом – это не просто мастерство, это особый язык художника, которым он говорит и со зрителем, и с самим искусством. На открытии выставки многие спонтанно начали играть в игру, выбирая дом, в котором они хотели бы жить. И дело здесь не только в памяти, тоске по прошлому или ностальгии, дело в том особом умении собрать из множества деталей целый мир, в котором дом – это не просто четыре стены и крыша, но и ощущение защищенности, любви и тепла.

 

Ирина Антонова

Фото Тамерлана Васильева