Нальчикский центральный рынок по шумности, суетливости, благоуханию всевозможных пряностей, возможно, уступает знаменитым восточным базарам, пока не так воспет юмористами и сатириками, как одесский Привоз. Но у него, безусловно, есть свой неповторимый колорит, который создают наши неунывающие люди.
Ведь базар – это не только ряды прилавков, по разные стороны которых происходит купляпродажа, но и место свободного непринуждённого общения людей. Согласитесь, что даже отчаянный возглас продавца вслед уходящему потенциальному покупателю: «Куда же вы, а поторговаться?..», — звучит как призыв к продолжению оживлённого диалога. Здесь, на базаре, можно и российские деньги при необходимости быстро поменять на конвертируемые нероссийские. Было время, когда азартные люди безуспешно пытались обхитрить изредка появлявшихся здесь «напёрсточников», быстро прекращавших свой игровой бизнес, едва завидев полицейскую (тогда ещё милицейскую) форму. А кто-то на базаре даже пытался и судьбу свою узнать. Помните: «Кеша гадает, гадает Кеша!»? Попугай Кеша на плече у цыганки вытаскивал клювом из кепки записочки с предсказаниями судьбы. И ведь, что удивительно – находились клиенты и у напёрсточников, и у ворожеи с Кешей. Ушли в прошлое напёрсточники, не выдержав конкуренции сначала с игровыми автоматами, а потом с букмекерскими конторами. Где сейчас тот Кеша – умер ли, ушёл на пенсию или в Африку улетел — история умалчивает. Изменился и сам нальчикский Центральный рынок, который когда-то официально называли Колхозным, а в народе ему потом дали прозвище «Зелёный». Появились павильоны, упорядочили торговлю – чтобы, значит, джинсы продавались отдельно от овощей и фруктов, а те в свою очередь не пропитывались запахом рыбы. Но люди, как говорил один значительный персонаж романа «Мастер и Маргарита», остались всё те же и не лучше, и не хуже. И если не торопиться, а чисто по-нальчикски, не спеша, походить по рядам, прицениваясь к выложенному товару, то и сейчас можно порой увидеть весьма забавные сценки. Хочу поделиться такими личными зарисовками с натуры. У кого есть подобные наблюдения – присылайте для коллекции, потом опубликуем.
* * *
Было это в те времена, когда новых павильонов ещё не было, и на рынке водка рядом с укропом и шоколадными конфетами продавалась. Жаркий солнечный июльский день. На Центральном рынке столицы КБР оживлённо, многолюдно. Внезапно, как это часто бывает в Нальчике в это время года, небо в считанные минуты затягивает чёрными тучами. Начинается сильнейший ливень и, что особенно малоприятно, с мощнейшими порывами ветра. И уже текут бурные, как горные реки, протоки воды, захватывая по пути упавшие яблоки, огурцы, помидоры. Слышится звон разбивающихся бутылок со спиртными напитками, выгибаются в дугу тенты-зонтики. В общем, зрелище апокалипсическое. Люди поспешили укрыться, кто где мог: в зданиях, под навесами. К счастью, ливень стихает так же быстро, как и начался. Одна женщина решила, что пора покинуть своё убежище под брезентовым тентом. Не заметив этого, хозяйки прилавка, нажимая снизу палками, сбрасывают с крыши навеса воду. Женщину окатывает с ног до головы изрядная масса холодной воды. Легко понять её ярость – стоило ли спасаться от ливня? С тирадами возмущения она набрасывается на торговок. И слышит невозмутимый ответ: — А мы здесь при чём? Это всё она! — Кто она? — Природа!..
* * *
Своеобразный базарный «Макдональдс» — ряды со стороны улицы Пачева, где торгуют чебуреками, осетинскими пирогами, котлетами и прочими приятными на пустой желудок кавказскими кулинарными шедеврами. Две женщины – очевидно, повстречавшиеся на рынке подруги – весело беседуют. Заскучавшая за прилавком продавщица вкусных изделий невольно прислушивается к их разговору и вдруг начинает громко кричать, обращаясь к собеседницам: «Женщины, женщины, подойдите сюда, быстрее!» Те в испуге не то что подходят, а подбегают – мало ли, может случилось что? И тут уже спокойно, с доброжелательной улыбкой продавщица произносит: «Женщины, самсу не хотите покушать?»
* * *
Холодный октябрьский день, моросит дождь, близятся сумерки. Продавцы уже начинают разбирать свой товар. У мужчины, торгующего рыбой, на прилавке стоит большая картонная табличка. Думая, что это самописный ценник, подхожу ближе. И читаю: «Сегодня футбол. «Спартак» (Нальчик) – «Кубань» (Краснодар). Все на стадион! Победа будет за нами!» Нет, что ни говорите, а у нальчикского рынка есть свой шарм!..
Олег Лубан