Нальчик

Египетская сила

Прошедшая неделя для большинства людей ничем примечательным не отличалась. За последний год мы как-то привыкли, что все новости вращаются вокруг ковида и его окрестностей. И то, что на мировых биржах была нешуточная паника, обывателю не очень-то интересно. И ему совсем невдомек, что цена на яйца и бананы, покупаемые на нальчикском, не совсем уже зелёном рынке, может зависеть от катаклизмов, происходящих в Африке, Азии и разных Америках.

Глобализация, от которой так сильно за железным занавесом прятались большевики, настигла всех, независимо от политических и религиозных предпочтений. Мир связан видимыми и невидимыми нитями, и то, что произошло в тысячах сухопутных и морских милях от нас, может аукнуться всем политическими и экономическими последствиями. Дезидер Гальский, много лет назад написавший книгу «Великие авантюры», очень ярко представил историю создания Панамского и Суэцкого каналов. Но даже он не мог предвидеть, какое значение будут иметь со временем эти водные артерии для всего мира. История с контейнеровозом, севшим на мель, показала, насколько хрупка структура мира, и что всему нужна альтернатива. Через Суэц, отделяющий Африку от Азии, проходит около 15% товаров, определяющих мировую торговлю. Пропускная способность канала составляет 105 судов в сутки. И даже если канал будет закрыт в течение двух суток, то потребуется еще столько же времени, чтобы растащить образовавшийся затор. А за время, пока злополучный контейнеровоз пытались снять с мели, вереница судов, стоящих в очереди, составляла уже несколько сотен. Эксперты уже назвали аварию на Суэцком канале самой «дорогой пробкой» в современной истории. Блокировка водной артерии обошлась мировой торговле более чем в 400 миллионов долларов в час. Мозг отказывается верить в такие цифры, но это именно так. Кроме углеводородов, через канал поставляются и потребительские товары, что не может не сказаться на росте цен. Стоимость товаров, идущих на запад, в день составляет больше 5 миллиардов долларов, ненамного меньше эквивалентная сумма товаров, следующих и в восточном направлении. А тут ещё и дефицит пустых контейнеров в Китае, не дождавшегося своей тары. Так что, если слегка подорожают какие-нибудь сугубо китайские смартфон или самокат, то вспомните Суэцкий канал. К тому же, уже резко возросла стоимость морских грузоперевозок, что не может не сказаться на стоимости многих товаров, продающихся очень далеко от Египетских пирамид. И ещё бесспорно то, что изменится мировая логистика. Будут ли в неё вовлечены какие-либо новые Шелковые пути или старый, добрый Северный морской путь – покажет время, но пробка на Суэцком канале показала, как хрупок Новый мир, спеленатый глобализацией и партнерскими связями. Вставляя на заправке пистолет в жерло бензобака, вспоминайте о песке и жарком Египте – не всегда в подорожании бензина есть сговор производителей нефтепродуктов. Возможно, это и из-за египетского песка, который многие из вас так и не увидят. Как говаривал покойный Генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза Леонид Ильич Брежнев: «Экономика должна быть экономной». Да, она могла быть чуть экономнее в полузакрытой стране, в которой производилось большинство товаров народного потребления. Но в современных условиях всего лишь одного контейнеровоза, ставшего поперёк речки, может хватить, чтобы мировая экономика накрылась медным судном. Или, как там у Маршака: «Три мудреца в одном тазу / Пустились по морю в грозу/ Будь попрочнее старый таз/ Длиннее был бы мой рассказ. У математиков есть фигура, которую они называют «египетский треугольник». По мне, так очень хорошо, что он не стал Бермудским. А в остальном все прекрасно, да и весна в Нальчике уже наступила полноправно, да и я не эксперт. Просто люблю, когда бананы и кофе не дорожают.

Арсен Булатов, главный редактор