Нальчик

Буквально все заполонили

Автомобиль в нашей стране давно перестал быть роскошью. Сегодня даже семья со средним достатком может позволить себе механизированную повозку, загрязняющую атмосферу старыми выхлопами, которые люди вдыхали ещё во времена развитого социализма.

Исходя из многих европейских стандартов, большое количество автомобилей, бегающих по нашим дорогам, давно должны покоиться на автомобильных погостах, время от времени являясь донорами для более счастливых сородичей. Но рукастые владельцы и не очень прозрачный или очень прозрачный технический осмотр продлевают жизнь многим экзотик карам, на которых ещё в девяностых годах предпочитали передвигаться престарелые немцы или не очень успешные американские сутенеры. Конечно же, я несколько гиперболизирую, но сути это не меняет. Дорогая растаможка, большие объемы двигателей, страховка, привязка к вечнозеленому и прочие бонусы делают недоступными для многих автомобили их мечты. Именно поэтому они провожают завистливыми взглядами лакированные авто классом повыше и передвигаются на том, что Бог послал и досталось в наследство. И если раньше обладатель отечественных «Жигулей» считался зажиточным водителем, поскольку ничего другого на рынке не было, то сегодня это уже остатки былой роскоши, не раз пережившие пересадку многих органов. Изменился общий подход к автомобилизации общества.

Если раньше потенциальный обладатель чуда с двигателем внутреннего сгорания не мог себе представить, что его ласточка будет стоять под открытым небом, то сегодня это уже обыденное явление. Гараж становится большей роскошью, чем сам автомобиль. Да и откуда возьмётся столько гаражей, если прирост автомобилей давно опередил гаражное строительство. Машины теперь спокойно стоят во дворах многоэтажек, и в мегаполисах порой идёт борьба за место парковки, иногда доходящая до кровопролития. Угон автомобиля стал уже экзотикой. Да и куда его угонять с подводной лодки. Наши города напичканы видеокамерами и приборами отслеживания, которые не снились лучшим шпионам человечества. Кроме всяких спутниковых примочек на борту дорогих авто, теперь всех навязчиво опекает многочисленная аппаратура, снимающая наше передвижение по дорогам жизни, и деньги за неправильное поведение.

До сих пор удивляюсь, почему ГИБДД не проводит свои кинофестивали. При таком количестве камер на дорогах можно снимать и монтировать неплохое кино. Номинации могут быть разными. Например, «Олень года» или «Лучший дебют». Награждение победителей может проводить главный гаишник, который прямо на сцене будет выписывать подарочные штрафы победителям.

Шучу, конечно, хотя тема не всегда шуточная. Печально то, что с ростом количества техники на душу населения куда-то исчезает душа самого населения, оседлавшего многоколёсных коней. Агрессивность за рулем становится нормой, хотя и должна быть исключением из правил. Особенно это заметно на Северном Кавказе, где каждый независим и горд настолько, насколько позволяет его воспитание. Сколько уже говорено об обладателях «Приор», как об особом классе, что даже язык не поворачивается говорить о них хорошо, хотя, безусловно, не все они больны.

Как мне сказал один иностранец: «Вы не умеете жить, и это видно по автомобилям, на которых вы ездите». Поясняя свою мысль, он сказал, что глупо иметь огромный внедорожник, если ты не фермер или у тебя нет своей собственной бензоколонки; глупо вообще выгонять машину, если до твоей работы пятьсот метров, и ты спокойно можешь дойти до неё пешком; глупо покупать детям дорогой автомобиль, если они сами на него не заработали; глупо снимать квартиру, но при этом ездить на автомобиле представительского класса. Много чего он ещё сказал, напомнив о том, что когда-то в Нальчике было больше «шестисотых» Мерседесов, чем в не самой бедной стране, в которой он живет. Боюсь получить монтировкой от Тойоты по голове, но Нальчик совсем не автомобильный город. Я бы отдал его пешеходам и велосипедистам. Это, конечно, менее пафосно, чем пронестись по улицам на папиной машине, но продлевает жизнь и не разрушает нервную систему. И всегда помните, что автомобиль не роскошь, роскошь – твоё хорошее отношение к другим соучастникам движения.

Арсен Булатов, главный редактор