Нальчик

«Тем, кто говорит, что у нас нечитающая молодежь, я предлагаю посетить нашу ярмарку…»

Мы давно привыкли слышать со всех сторон, что общество деградирует, молодежь не читает, сидит в своих гаджетах и никак не развивается. Все говорят о том, что книга была, есть и остается единственным подлинным источником познания, что потеря интереса к чтению приведет к ментальному обнищанию общества, что надо что-то делать для поднятия уровня количества читающих людей. Все говорят, а сооснователь проекта «Книжная Среда» Мурат Коков воплощает в реальность свою концепцию того, как сделать нашу республику самой читающей на Северном Кавказе.

— Итак, Мурат, расскажите о своем проекте.

— Проект открылся 23 апреля 2020 года. Мы не подозревали о том, что это всемирный день книги. И в первый же день нам написала женщина в директ инстаграма и сообщила об этом. Это абсолютно случайное совпадение, которое можно расценить как удачный старт. Мы с моим компаньоном Баширом Татроковым оба очень любим читать и подумали, что неплохо было бы превратить свое увлечение в вид деятельности, но не в традиционном понимании книжного магазина, а создать проект со своим местом в интернет пространстве. Изначально была задумка популяризовать чтение в республике с помощью онлайн магазина, аккаунта в инстаграм «sreda_book», где происходил бы обмен мнениями о прочитанном, в целом о книгах. Но со временем наш проект вышел за рамки виртуального мира, и приобрел свой офис, куда могут прийти люди, чтобы «вживую» выбрать интересующую книгу. Для того чтобы человека заинтересовать, необходимо каждому, кто проявил интерес к чтению, уделять персональное внимание. То есть, если человек просто написал нам в директ инстаграма, что хочет что-то взять почитать, он, может быть, уверен в том, что ему подберут книгу, исходя из его интересов, возраста, цели. — В чем концепция вашего проекта? Какие цели вы ставили перед собой, создавая его?

— Наша идея заключается в том, чтобы люди видели в книге инструмент для своего развития, а не какой-то устаревший архаизм. А для этого необходимо использовать современные методы продвижения. Раз все услуги и товары, необходимые для жизни человека, находятся в интернет пространстве, то почему книги должны являться исключением? В молодежной среде чтение уже сейчас становится модным явлением. Молодежь воспринимает сейчас чтение как отличительный маркер, выделяющий из толпы. Если ты читаешь, значит, у тебя есть свое мнение, ты всё придаешь оценке с позиции своего мировоззрения. А такое сознание возможно развить только с помощью чтения, и чтения разнообразной литературы. Возможно, это немного по-хипстерски. Но в любом случае это прогресс для молодежи. Люди, открывающие для себя мир книг, замечают в себе изменения: читающий человек способен поддерживать любой диалог даже с малознакомыми людьми, обсуждать различные темы. К нам однажды пришел парень, который признался в том, что до 25 лет не прочитал ни одной книги. Но вот он заинтересовался нашим проектом. Сейчас ему 26 лет и он дочитывает десятую книгу в своей жизни. Такие эпизоды в нашей работе являются мощным стимулом для движения вперед в выбранном направлении.

— С помощью чего вы реализовываете свою цель в рамках «Книжной Среды»?

— На своем аккаунте мы регулярно выкладываем беседы о книгах с самыми разными людьми, разных профессий и возрастов. Очередной такой подкаст планируем записать с профессиональным спортсменом, одним из известнейших борцов в мире. Существует стереотип о том, что люди, посвящающие свою жизнь спорту, не дотягивают в плане ментального развития, мало читают, это им не интересно и даже считается зазорным. Но это далеко не так. И наша беседа с ним станет наглядным примером того, что можно развиваться физически и при этом быть начитанным интересным собеседником. Что касается не виртуального, а реального мира, мы устраиваем книжные ярмарки, пару раз проводили акции по раздаче книг. Принцип в том, что после небольшого диалога с прохожим в формате викторины на литературную тему мы дарили ему/ей книгу. — Расскажите подробнее о книжных ярмарках. — Мы проводим два вида ярмарок. Первый – это когда мы привозим весь наш ассортимент, выставляем его на улице на прилавке и происходит продажа. Второй формат — букинистический. Выставляем урну для денег, и на прилавке только букинистика. Каждый может подойти и взять, что ему понравилось, заплатив столько, на сколько оценивает сам свой выбор. — Какой формат ярмарок популярней среди людей?

— Букинистический. Но мы не можем проводить их часто, потому что не хватает книг, их разбирают буквально за несколько часов. Поэтому чаще мы проводим ярмарки с продажей новых книг. Такой формат тоже пользуется успехом. Один день продаж на ярмарке эквивалентен пяти дням продаж в обычные дни. — Как возникла идея проводить книжные ярмарки? — Как обычно, абсолютно спонтанно. В крупных городах, где я бывал, замечал, что книжные развалы очень популярны. У нас в республике я такого не видел, меня заинтересовала эта идея. Решил попробовать организовать у нас в городе. Попытка оказалась настолько успешной, что мы решили организовывать ярмарки на постоянной основе. Опыт показывает, что для того, чтобы охват аудитории был больше, необходимо менять локации. До недавнего времени основным местом проведения был ТЦ «Среда», а сейчас мы решили устраивать книжные развалы и в парке. Это даст возможность познакомиться с более широким кругом любителей книг.

— Я так понимаю, основная ваша аудитория – это молодые люди. Исходя из ваших наблюдений в ходе проекта, дайте общую оценку уровню интереса молодежи к книге.

— Тем, кто говорит, что у нас нечитающая молодежь, я предлагаю посетить нашу ярмарку. Вы увидите сотни людей, и 95% из них это именно молодежь. Но я понимаю, что из общего числа молодых людей в нашей республике количество тех, кто приходит к нам за книгами, составляет небольшой процент. Поэтому вывод я делаю следующий: интерес к книгам растет, и именно среди молодежи, но он мог бы быть выше. И наша цель как раз в том, чтобы поднять уровень читающих людей в республике. Если у человека есть возможность приобретать еду, одежду, предметы первой необходимости, то и книга, во – первых, должна стать таким предметом первой необходимости, а во – вторых, книга должна быть доступна: цены должны быть приемлемы, а поиск не обременительным. В этом направлении мы и стараемся двигаться. Вообще не должно быть странным, что книги продаются, и читающий человек тоже не должен казаться странным. Я недавно сидел в парке, читал. Проходили туристы, я услышал «краем уха», что они удивлены тем, что люди здесь читают. Видимо, если бы я сидел с автоматом, это бы не так сильно их удивило, чем то, что я сижу с книгой. Это, конечно, юмор, но первое ощущение от такой реакции гостей республики было неприятным. Насколько я понимаю, это общий стереотип о кавказских республиках, как о нечитающих. Хотелось бы сделать всё возможное, чтобы развеять этот миф, хотя бы на примере нашей республики.

Беседовала Мирра Амирова