Нальчик

«Дойти до самой сути»

5 мая в Нальчике, в арт-центре Мадины Саральп, открылась выставка Феликса Петуваша – заслуженного художника РФ, лауреата Государственной премии Республики Адыгея, народного художника Республики Адыгея, кавалера золотой медали Российской академии художеств. Открытие экспозиции приурочено к дню рождения живописца, графика, иллюстратора, мастера офорта и мозаичных панно…

В выставочных залах представлены графические листы и несколько живописных работ из частных коллекций, подаренных Феликсом Муратовичем своим друзьям в Кабардино-Балкарии. Такая экспозиция в Нальчике представляет собой настоящее событие по нескольким причинам, главная из которых состоит в том, что значение фигуры Феликса Петуваша как художника огромно не только для Адыгеи, но и для всего Северного Кавказа. Его работы хранятся в Русском музее, Эрмитаже, Третьяковской галерее, в частных коллекциях в России и во многих зарубежных странах. Как живописные, так и графические работы художника из Майкопа завораживают, вовлекая сознание зрителя в свое внутреннее пространство. И если графическая серия «Дети гор» или работа «Песня о родине» возвращает нас в ощущение «колыбельности», когда мы смотрели на мир и запоминали его – свет и цвет, запахи, голоса. А графические листы из серии «Адыгские просветители» вызывают уже совсем другие ассоциации: это монументальные работы на историческую тему, где смысловые наслоения образуются не нашей индивидуальной памятью, а коллективной, сохраняющей и аккумулирующей огромные объемы информации, которая не исчисляется ни в битах, ни даже в терабайтах. Слишком много в ней неназванного, подспудного. А Феликс Петуваш это глубинное и ассоциативное переплавляет в зримый образ, в художественное полотно, влекущее зрителя нырнуть в свои глубины, в самую суть явлений, до которой хочет дойти художник. Феноменальность Феликса Петуваша не только в его универсальности, но и в его монументальности. Художественная мысль совмещает в себе глубину и многослойность, как, например, в серии осенних пейзажей Адыгеи, портретах, сложных мозаичных панно в духе стимпанка и, конечно, в великолепной серии графических иллюстраций к сказаниям Нартского эпоса. Во всем ощущается перфекционизм художника к себе и своей работе, тщательность и даже какая-то педантичная скрупулезность. В 1982 году фундаментальную статью о творчестве художника «Феликс Петуваш – художник из Майкопа» написал Аслан Кушу – замечательный искусствовед, создатель Северокавказского филиала Государственного музея Востока и его первый директор. В этой статье автор выделяет то, что составляет, на его взгляд, уникальность и художественную индивидуальность художника: «»Для Петуваша общность с традициями народного искусства адыгов, а она ощущается во многих работах и особенно в сюжетах из жизни и истории адыгов – это, прежде всего, общность в сплавлении духовного наследия народа с особенностями его эмоционального восприятия жизни, которая придает творчеству художника яркую национальную окрашенность, душевную трепетность и темперамент. И, самое главное, это общность от сердца. Ощущение правды жизни, искренность, эмоциональность – вот те качества, которые всегда определяют человечность, гуманность искусства. В стремлении художника в своем творчестве приблизиться к этим высотам, приблизить к ним зрителей лежит та притягательная сила, которая делает искусство Феликса Петуваша искренним…»

Марина Битокова