Нальчик

Кто рекламирует, того контролируют…

Вся жизнь – реклама, а люди в ней – потребители. Возможно, сам Шекспир, оказавшись нашим современником, не воспротивился бы такой вольной интерпретации своего крылатого изречения. Действительно, каждый из нас сегодня – активный пользователь тех или иных товаров и услуг, и зачастую о них мы узнаем из рекламных роликов на ТВ и радио, броских билбордов или интернет-спама. Реклама повсюду, но далеко не всегда яркая форма соответствует добросовестному содержанию. Как уберечь себя от хитрых уловок рекламодателей, в каких случаях не следует доверять заманчивым слоганам – на эти и другие волнующие потребителя вопросы отвечает начальник отдела защиты конкуренции и контроля рекламного законодательства УФАС России по КБР Залим Балкаров.

— Какими полномочиями наделены антимонопольные органы в сфере контроля рекламы?

— Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами (хозяйствующими субъектами) законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

— С какими нарушениями рекламного законодательства чаще всего сталкивается УФАС России по КБР?

— Вряд ли, мой ответ удивит читателей. Можно догадаться, что УФАС по КБР чаще всего сталкивается с нарушениями в сфере рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности, например, ненадлежащей рекламы банковских кредитов, займов, микрозаймов, микрофинансовых организаций, страховых услуг в области автострахования, финансовых операций с материнским семейным капиталом, с деятельностью кредитных производственных кооперативов (КПК). Кроме того, нередко приходится рассматривать дела о рекламе табака, табачных изделий, сигарет, электронных сигарет, сигар, курительных принадлежностей – кальянов, трубок, зажигалок. Также распространены нарушения законодательства о рекламе медицинских услуг и медицинской деятельности, медицинских изделий, в которой производитель рекламы, к примеру, не соблюдает необходимые обязательные требования

— С января 2021 года в закон о рекламе внесены изменения в части содержания рекламной информации о табаке и табачных изделиях. Расскажите немного подробнее об этих поправках?

— Согласно новой редакции пункта 8 статьи 7 Федерального закона “О рекламе”, вступившей в силу с 28.01.2021, не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотиносодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов. Также запрещено рекламировать устройства для потребления никотиносодержащей продукции — различные модификации устройств, используемых в качестве “электронных сигарет” для доставки никотина или нагревания табака; никотиносодержащую продукцию — различные наполнители для электронных систем доставки никотина или нагревания табака, например, стики, жидкости, картриджи. Хочу обратить внимание, что теперь запрещена не только реклама табака, изделий из него и разного рода «курительной гарнитуры», но и сама демонстрация процессов курения табака, потребления никотиносодержащей, а также алкогольной продукции тоже не разрешается. Подобная реклама будет подпадать под запрет, установленный пунктом 3 части 5 статьи 5 Федерального закона “О рекламе”. Согласно статье 38 этого закона, ответственность за нарушение пункта 3 части 5 статьи 5 несет рекламодатель, а за нарушение статьи 7 — как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

— Правильно ли я понимаю, существуют как единые (общие) требования к рекламе товаров и услуг, так и индивидуальные, в зависимости от специфики рекламируемого товара? Например, требования к рекламе табачной и алкогольной продукции отличаются?

— Совершенно верно, существует статья 5 Закона «О рекламе», где приведены общие требования, например, реклама должна быть добросовестной, достоверной и т.д, и глава 2-я — «Особенности отдельных способов распространения рекламы». К примеру, как мы уже говорили, реклама кальянов, курительных трубок, электронных сигарет, сигар, табака не допускается, тогда как реклама алкогольной продукции разрешена с определенными ограничениями. В частности, рекламировать так называемое спиртное можно в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции. Главное помнить, что реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее 10 процентов рекламной площади. Кстати, следует подчеркнуть, что использовать изображение людей и животных в подобной рекламе нельзя.

— Не секрет, что реклама — двигатель торговли, но нередко потребитель становится «жертвой» недобросовестной рекламы с сомнительно заманчивыми условиями или подозрительно привлекательными слоганами. Чаще всего подобное встречается в сфере финансовых услуг (кредиты, займы и т.д). На что в первую очередь обращать внимание, увидев красочный баннер или видеоролик с предложением воспользоваться такими услугами?

— Прежде всего, любую рекламу нужно оценивать критически, исходя из сложившегося у вас опыта жизни. Необходимо внимательно изучить содержание рекламной информации, определить рекламодателя, рекламораспространителя, их адреса, месторасположение торговой организации, обратить особое внимание на одну из самых популярных «уловок» рекламодателей — мелкий шрифт, за которым рекламораспространители пытаются «спрятать» невыгодные условия рекламы, не указывают точное расположение места деятельности, наличие либо отсутствие лицензий, сертификатов, разрешительных документов, необходимых для определенных видов деятельности. Что касается рекламы финансовых услуг, то она должна содержать наименование организации или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество). Кроме того, если мы говорим, к примеру, о рекламе предоставления кредита, пользования им или его погашения, то любая информация об условиях, сказывающихся на стоимости рекламируемого финансового продукта, должна содержать сведения обо всех остальных условиях, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее. — Реклама медицинских товаров, услуг — тоже сегмент, заслуживающий особого внимания. На какие противоправные хитрости рекламодатели идут в этой отрасли? Какие рекомендации дадите потребителям – в чем нужно проявлять повышенную бдительность?

— Реклама медицинских услуг, медицинской деятельности, а также лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения тоже имеет определенные особенности, в частности, хозяйствующие субъекты в своей рекламе должны соблюдать обязательное требование к рекламе медицинских услуг – указывать информацию о возможных противопоказаниях к применению, о необходимости консультации со специалистом и ознакомлении с инструкцией по применению. — В век прогресса и достижений технической коммуникации часто приходится сталкиваться с рекламными смс-рассылками, звонками. Насколько это законно?

— Действительно, с нарушениями в этой сфере в последние годы приходится сталкиваться гораздо чаще. В первую очередь особо подчеркну, что в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламодатель не докажет, что такое согласие было получено. Распространитель рекламной информации обязан немедленно прекратить тиражирование рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. — Какое наказание предусмотрено за нарушение рекламного законодательства?

— По Закону «О рекламе» в отношении рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей выдается предписание о прекращении нарушения законодательства. Определенные статьи образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.3 и 14.38 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ). В соответствии с указанными статьями рекламодатели, производители и распространители рекламы могут понести наказание в виде штрафа, размер которого зависит от характера нарушения.

Наталья Щербакова