Нальчик

«Черкесия» станцевала убыхский танец на убыхской земле

Ансамбль «Черкесия», который базируется в Москве, совсем недавно вернулся из Сочи: на XVIII Международном конкурсефестивале детского, юношеского и взрослого творчества «У самого Черного моря» ребята заняли первое место, выступив с двумя хореографическими номерами. Организаторами конкурса выступают Фонд поддержки и развития культуры и образования «Мир на ладони» и многопрофильная фирма «Пилигрим». В числе тех, кто оказывает поддержку этому мероприятию Министерство культуры РФ, Федеральное агентство по делам молодежи (РОСМОЛОДЕЖЬ), Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

Обо всех подробностях нам рассказал руководитель ансамбля «Черкесия» Анзор Шоров: «Еще до пандемии мы планировали поехать выступать в Таллин, но за полтора дня до отъезда все пришлось отменить. Затем нас пригласили в Турцию на фестиваль, и опять же сорвалось. И дети, конечно, очень расстроились. Я стал искать подходящие нам мероприятия – и выбрал этот фестиваль по многим параметрам. Нас туда пригласили.

Многие дети вообще первый раз вышли на сцену именно в Сочи, некоторые второй или третий раз выступали. Самому младшему участнику было шесть лет, самому старшему – шестнадцать. Сейчас на ансамбль мы поставили несколько номеров, и два из них повезли в Сочи: целенаправленно выбрали убыхский танец, чтобы станцевать его на земле убыхов, и кафу на три пары.

В последнем танце в трех сольных частях мы показали три адыгских танцевальных канона: Къэбэрдей къафэ к1ыхь, Джылъэхъстэней къафэ хъурей и Къафэ къуаншэ. Когда мы начали репетировать убыхский танец, я проводил с ребятами очень много бесед: рассказывал, что это за народ, где они жили, об их исторической судьбе.

Кто-то из детей слышал об этом впервые, те, кто постарше, уже читали Баграта Шинкуба. Словом, я их заряжал: нам важно не место какое-то занять, а отвезти именно этот танец именно туда. И уже в Сочи, даже на репетиции, они горели по-другому, нежели в Москве. После первого выступления их трусило – такая атмосфера потрясающая там была. А после исполнения кафы многие родители, которые были в составе нашей делегации, прослезились.

Мы пробыли на фестивали шесть дней, делегация состояла из 43 человек, из них 25 танцоров. Конечно, эта поездка очень сплотила детей – в Москве мы занимаемся дважды в неделю, на выходных, у ребят, помимо репетиции, фактически нет возможности пообщаться.

Моя задача: через танец вложить в них сплоченность, чтобы они в большом городе чувствовали, кто они. Я очень благодарен родителям, которые тратят свои выходные на то, чтобы в середине дня привести детей на занятие, за то, что они понимают важность того, чтобы дети чувствовали связь с родной культурой. А те родители, которые поехали в Сочи, оказали огромную помощь мне в организационных вопросах. Убыхский танец жюри (среди которых был заведующий кафедрой хореографии сочинского колледжа искусств) выделило особо: они сказали о том, что понимают, какое значение этот танец имеет именно для этого места.

И кафу тоже приняли на ура, подчеркнули, что благодаря соседству с Адыгеей знают его как зафак: они обратили внимание, что разные акценты делаются.

Словом, по народным танцам мы получили первое место: по общим впечатлениям, технике, постановке, драматургии нас признали лучшими. Хотя было очень много коллективов, которые привозили и больше номеров, и исполняли танцы нескольких народов. Уже в Сочи нас встретил Маджид Чачух – председатель шапсугской хасы, нас повезли на экскурсию в аул Большой Кичмай, где встретили с гармошкой, барабаном, танцами. А вечером, когда мы были на концерте их собственного ансамбля, нам предложили станцевать. Ребята были без костюмов, но все в одинаковых футболках – родители заказали их на весь ансамбль с нашим логотипом. Так они и выступили на концерте шапсугского ансамбля.

В ансамбле дети начинают ходить в школу танцев: у нас есть начинающая группа, продолжающая и ансамбль. В школу мы принимаем детей с четырех лет. В 2011 году я создал школу, упор тогда бы на взрослый ансамбль. Потом, когда создали фонд «Адыги», ансамбль выступал под его эгидой.

Большая заслуга в становлении ансамбля принадлежит Арсену Канокову и покойному Альберту Кажарову. Детский ансамбль мы создали три года назад. Приходят многие, мы принимаем не по национальному признаку, но 90% – это адыги, живущие в Москве.

Здесь же мы открыли курсы адыгского языка, преподает который Марина Бжихатлова – педагог из Нальчика. Многие здесь в ансамбле находят друзей, родственников, судьбу.

Сейчас уже стали приводить в школу своих детей те, кто познакомились в ансамбле, поженились…»

Марина Битокова