Нальчик

Ихтиандр из Портороссо

Мое лето сделал мультфильм «Лука». Вернее, не сделал, а сформировал, создал, задал ему настроение, в конце концов. Это необыкновенное чудо приобщения к показанному миру: прежде всего, эмоциональное, а потом уже техническое.

История двух морских монстров, на суше перевоплощающихся в обыкновенных мальчишек, трансформируется в исследование детства: времени, когда все клятвы искренни, друзья – на века, мир – огромен, а желание узнавать жизнь – безгранично. Каким-то образом через приключения Луки и Альберто Энрико Касароса удалось вернуть нам тот незамутненный взгляд, которым в детстве мы смотрим на мир. И вот в этом возвращении-то и кроется настоящее чудо!

Потому что пройдет время – улягутся разговоры о скрытых смыслах про преодоленную ксенофобию, интерпретации постмодернизма и массовый «каминг-аут» в концовке, и с нами останется этот городок Портороссо с мороженым, фонтанами, красной «Веспой», настоящими друзьями, а главное, с уверенностью, что мир любит тебя. Потому что, когда же еще ощущать это так ясно и неопровержимо, как не бесконечным летом? С другой стороны, совсем скоро наступит момент включения или невключения «Луки» в самые разные рейтинги и списки, и при всей любви к этому фильму сейчас могу сказать, что мне не важно, какое место он в них найдет, потому что это как раз тот случай, когда важнее всего то, какое место фильм занимает в твоем… нет, не личном рейтинге, а в сердце. Ведь «Лука» — это фильм именно для сердца.

В нем все настолько правильно и красиво собрано, что не влюбиться невозможно. Причем, не только в образы, приключения и атмосферу, но и в то, как это сделано. И вот здесь впору говорить о технических чудесах мультфильма. Конечно, видно, насколько технологичен «Лука», но в то же самое время Касароса сумел оставить флер какой-то наивности и беззащитности: многие пейзажи, не говоря уже о лицах, настолько любовно нарисованы, что кажется видишь склонившихся над листом бумаги: видишь не то, как это сделано, а то, с какими чувствами. Главное из которых – это, несомненно, любовь. «Лука» — это фильм-настроение, фильм-счастье, фильм-мудрость.

Мудрость, не выставленная напоказ, а разлитая в бесконечном летнем дне, мудрость жизни, которая больше всего ценит эту огромную роскошь – чувствовать себя живым. Мудрость радости, которая переполняет сердце. Чаще всего это происходит в детстве, но и взрослым это доступно, и «Лука» вполне может стать проводником в эту ничем не замутненную радость бытия. Сегодня виртуальное пространство переполняют разборы фильма, которые протягивают ассоциативные связи к широкому кругу произведений: от Библии до Миядзаки и Гуадиньо. Но нам, рожденным в Советском Союзе, ближе и понятнее интертекстуальная перекличка с человеком-амфибией нашего детства – Ихтиандром. И то, что здесь, в «Луке», все гораздо оптимистичнее, еще сильнее влюбляет в этот фильм.

Марина Битокова