Нальчик

Кадры решают все

Девочка с восьмого этажа скинула на прохожих бутылку с маслом. К счастью, ни в кого не попала, хотя и пролила масло. Девочке ничего не будет, так как девочка ещё маленькая, разве что мама девчули заплатит административный штраф.

Молодой человек катал на крыше Бентли свою девушку, которая абсолютно добровольно согласилась на столь экзотическую поездку. Парню грозит только штраф в размере тысячи рублей за транспортировку пассажира с нарушениями правил перевозки, а девушку оштрафуют на пятьсот рублей за то, что она не была пристёгнута ремнём безопасности, который почему-то не предусмотрен на крыше супер-кара. Это не вести из сумасшедшего дома, а всего лишь вчерашние новости.

Молодые люди снимали видео для Тик-тока и своих блогов. Они хотят славы. Пусть хоть такой бесславной, но минуту, час находиться на гребне популярности, когда твою фамилию передадут во всех новостях, и наряду с теми, кто покрутит пальцем у виска, найдутся последователи, которые захотят быть ещё круче.

Прославиться, сдавая макулатуру или металлолом, уже невозможно. И, даже если сдать своих родителей в налоговую, то в Павлики Морозовы тоже не примут. Остаётся самый близкий друг – смартфон, видеокамера которого все стерпит. Тысячи роликов, якобы случайно снятых, но тщательно срежиссированных под «невзначай», гуляют по сети.

Народ наш, как никакой другой, горазд на выдумки. И если раньше ты мог показать свою художественную самодеятельность только соседям по палате, то сегодня Инстаграм и прочие достопримечательности расширили ареал обитания идиотов. И тут можно не согласиться с Ильфом и Петровым о том, что «статистика знает все». Да, конечно, можно просчитать, сколько в мире пользователей социальных сетей, но просчитать, сколько от этих сетей сходит с ума, никто не может.

Ведь сегодня твой сосед – абсолютно нормальный парень, даже здоровается по утрам, а завтра в новостях покажут, как он, привязав тарзанку к шее, сиганёт с малых или больших Чегемских водопадов или забьет головой гвоздь в стену непонимания. И никто среди прочих смертей не сможет посчитать, сколько гибнет людей от попыток сделать эффектные кадры на камеру своего китайского гаджета. На «запланированную» смерть выпадают только те случаи, которые попали в кадр, но без славы и сюжета на своих страницах остаются те, кто оборвал жизнь, готовясь к роковой развязке.

Да, как ни странно, из новостей мы чаще узнаём о тех, кто выжил. А что осталось на телефонах тех, кто не вышел в записи или прямом эфире в сеть, мы узнаём гораздо реже. Впрочем, не будем о грустном, хотя веселого тут нет и в веселом. Тысячи роликов и сюжетов о безумстве храбрых, но тронутых мозгом людей, балагуров и рассказчиков анекдотов, частушечников и народных умельцах, пытающихся удивить почтенную публику, которой нет в зале, гуляют по тому же Ватсаппу, создателю которого уготовано место в групповом чате под названием «Ад».

«Эксклюзивные» сенсации каждый пытается передать раньше другого. Все, как радистка Кэт, что-то куда-то пересылают, не брезгуя и дезинформацией. Люди стали верить в то, над чем ещё вчера смеялись. А ещё кругом какая-то запредельная пошлость, граничащая с порнографией. Народ, который не обучался режиссуре и операторской работе, штампует кадры нашего незатейливого быта и разнузданного веселья. А сколько мировых достопримечательностей находятся в опасности из-за нашествия инстаграмеров, для которых нет ничего святого, кроме хайпа и ролика, который «взорвет интернет», чтоб его разорвало на мелкие части.

Люди достают уже даже хищных животных, которых готовы тянуть за хвосты и языки в зоопарках и дикой природе, лишаясь конечностей, подходят к жерлу вулканов, едят на спор несъедобное, да вы и сами можете перечислить, что ещё делают Хомо Сапиенс ради святого лайка и дочери его — славы. Психологи уже предлагают создателям социальных сетей скрывать лайки и количество подписчиков, чтобы хоть как-то остановить сетевое безумие.

Только люди, ищущие свою минутку любой славы, пока перетягивают. Наверное, поэтому у инстаграмщиков с миллионами подписчиков уровень интеллекта порой ниже, чем у насекомых. Их не надо читать. Посмотрел видео или картинку — и уже есть к чему стремиться. В принципе, с первой половины двадцатого столетия в формулировках ничего не изменилось. Как и тогда, сегодня, по выражению отца народов, «кадры решают все». Не думаю, что Коба говорил о Тик-токе или Инстаграме. Но он точно направил бы этот отдел кадров на многолетнюю фотосессию в районы крайнего Ватсаппа. Но это не наш метод. Поэтому ставим лайки, а последним гладиаторам — синий палец вниз. Но это, как говорится, дело вкуса.

Арсен Булатов, главный редактор