Нальчик

Страйк: по законам жанра и отходя от них

Детскую читательскую аудиторию Джоан Роулинг завоевала на ближайшие лет сто.
Вряд ли в течение этого времени появится кто-то, кто сумеет превзойти «Поттериану». Даже сама Роулинг.

Видимо, понимая это, она взяла псевдоним, вступая на практически неизвестную для нее территорию – взрослую. Роберт Гэлбрейт и его романы о Корморане Страйке – это детективная сага со сквозным сюжетом, которая, возможно, подводит черту под эпохой героев жанра (в многочисленных вариациях), склонных то ли к мизантропии, то ли к социофобии. Вспоминаются и Шерлок, и Хаус, и Лайтман, и множество других персонажей менее популярных сериалов. Возникает резонный вопрос: с какой стати Страйка включать в этот очевидно сериальный список? Ну, во-первых, практически параллельно с выходом книг был запущен сериал «Страйк», в котором Роулинг выступила не только сценаристом, но и продюсером. А во-вторых, современный медийный дискурс настолько смешивает не только жанры, но и виды творчества, что сложно уже однозначно определить, что на что влияет. Так что, ведя генеалогию Страйка от столь модных еще лет десять назад героев-социофобов, можно сказать, что Корморан Страйк – это Шерлок нашего времени, Шерлок, которого мы заслужили. Вот именно, заслужили. Потому что теперь перед нами гораздо более человеколюбивый и сопереживающий герой, который прошел определенный путь и научился за ширмой спокойствия и даже безразличия прятать свою боль. В пару ему вполне в духе времени автор пристраивает молодую помощницу Робин Эллакотт, которая несет в себе основное обаяние книг, при этом оставляя простор и для Страйка. И главный принцип этого удивительного тандема, очевидно, перешел сюда в эти романы из книг о Гарри Поттере: травмированный физически (у Гарри – шрам на лбу, у Страйка – отсутствие ноги) и душевно герой ввязывается во множество приключений, зачастую очень опасных, вместе со своей незаменимой подругой. И вот здесь обнаруживается почти мистическое совпадение: актриса, которая играет в сериале Робин носит ту же фамилию, что и Гермиона, — Грейнджер.
В серии книг о Страйке Джоан Роулинг удается не повторить себя ни в чем, кроме одного: в литературном мастерстве (иначе это не назовешь): построение сюжета, детективная интрига, психологические портреты героев, внимание к деталям… Особенно важно это именно в детективе в силу специфики жанра. Но сверх всего это в Роулинг (или Гэлбрейт?) создает подлинное литературное чудо: умение вовлечь читателя в мир книги, сделать его не просто реальным, но и осязаемым, создать ощущение, что во время чтения тебя обступает не обыденная обстановка, а именно то, о чем ты читаешь: будь то современный Лондон в преддверии Олимпиады 2012 года или Хогвартс. В последнее время на вопрос о том, что бы почитать, я отвечаю одинаково: романы о Корморане Страйке.
Потому что эти книги – настоящее читательское удовольствие, в котором наслаждение увлекательностью сюжета и легкостью слога, здесь так много тех самых смыслов, которые мы ищем в книгах. Поэтому читать нужно именно в том порядке, в каком серия писалась автором: «Зов кукушки», «Шелкопряд», «На службе зла», «Смертельная белизна» и «Дурная кровь». Очень хочется надеяться, что этот список будет иметь продолжение – уж никак не хочется отпускать этих героев из своей жизни.
Марина Битокова Фото автора