Нальчик

Хасан Карацуков: Не надо нас «хоронить»! Во втором круге мы прибавим

Сверхкрупный счет (24:0) в матче «Энергетик-Ю» — «Шэрэдж-Ю» — не самый приятный информационный повод для представителя проигравшей команды, но из песни слов не выкинешь. Руководитель команды из Старого Черека Хасан Карацуков сразу согласился на разговор.

регулярно проигрывает с двузначным счетом. В чем причина таких неудач?

— У нас это первый опыт. И для основной команды, и для молодежки. Наши ребята вообще никогда не играли в столь продолжительных чемпионатах. Если и было, то однодневные турниры. Поначалу они вообще ничего не понимали. Сейчас прогресс виден. Начинают осмысленно действовать, забивать. — Есть идеальная модель: клуб высшей республиканской лиги формирует молодежку сплошь из пацанов своего населенного пункта. Потом они подрастают и переходят в главную команду. Но это только на бумаге. Трудно в небольшом селе (в Старом Череке проживает менее 7 тысяч человек) найти необходимые людские ресурсы.

— Наша стратегическая задача – играть в молодежном первенстве только своими ребятами. И мы от нее не отступаем. Я помню свою юность. В 1988 году у нас было до 25 своих воспитанников. У нас нашлась возможность выйти в высший дивизион, но не смогли там задержаться. Надо сказать, что в нынешней основной команде есть приглашенные. Не один и не два. Просто за столь продолжительное время мы растеряли, что имели. Образовалась целая пропасть. Если мы сможем продолжать возрождение футбола в том же духе, то в Старом Череке будет одна из самых сильных команд. — Хасан, давай поговорим откровенно. Понятно, что лучше быть богатым, но здоровым. Но если придется выбирать? Что лучше – что 10-летние и 12-летние пацаны рубятся со «старшаками», которым по 17-18 лет. Или набрать ровесников, которые смогут дать отпор?

— Я занимаюсь главной командой, а с молодежкой работает Хаути Натбиев. У него полный карт-бланш. Он сказал, что состав у него есть. Мы понимали все риски, на которые шли. И ни о чем не жалеем. И если вдруг Хаути захочет уйти, у нас есть, кем его заменить. — Давайте уточним формулировки. Вы готовы пожертвовать результатом ради того, чтобы в команде были только ребята из Старого Черека?

— Конечно. Мы можем жертвовать результатом молодежной команды, чтобы наигрывать своих игроков, дать им расти в мастерстве, качестве игры. Конечно, это не касается главной команды. Ведь ее вылет из «вышки» рикошетом ударит и по детям. — Команда высшего дивизиона обязана иметь молодежку. Если же «Шэрэдж» по итогам чемпионата вылетает, то и обязательства снимаются. Нет опасения, что неудача старших фактически закроет «молодежный проект»?

— Детский футбол от этого не пострадает. Мы хотим, чтобы ребята занимались спортом, а не попадали под влияние улицы. Массовый спорт — это полезно.

— Хасан, год назад «Шэрэдж» рубился за выход в высшую лигу. Команда регулярно выигрывала, односельчане радовались. Теперь команда проигрывает всем подряд. Нет ощущения, что выход в высший дивизион был ошибкой?

— Тут надо дать пояснение. Перед самым началом чемпионата из команды очкам, сразу ушли четверо ведущих игроков. Их просто заинтересовали другие клубы. Наши возможности ограничены. Я делаю все возможное. Моя цель – сделать такую команду, в которую захотят переходить нужные нам игроки. Пусть не прямо сейчас – завтра, послезавтра…Я самозабвенно настроен на это. И не надо «хоронить» нас преждевременно. Во втором круге наши результаты будут значительно лучше. У «Шэрэджа» есть потенциал, и мы его реализуем. — Главный тренер прохладненского «Энергетика» Алексей Мясников считает, что нынешнее молодежное первенство следует заменить чемпионатом спортшкол. Как относишься к подобной идее?

— Я категорически против. В чемпионате спортшкол тоже возможны подобные разгромные результаты. Возьмите, к примеру, результат матча «Энергетика» с «Нартом», который сформирован на базе нарткалинской спортшколы (9:1). Если пойти по предложенному пути, то масса ребят из небольших поселков окажется отрезанной. У нее не будет возможности реализоваться. У талантливых пацанов должна быть возможность засветиться. У нас есть 12-летний паренек с такой своеобразной техникой, что уверен, у него большое футбольное будущее. Но у родителей нет физической возможности возить его на тренировки в Нарткалу, Прохладный или Нальчик. И для него молодежное первенство – это реальный шанс. Еще один вопрос хотелось бы осветить. Сейчас, по сравнению с предыдущими годами, в чемпионате произошло явное расслоение. Сильные стали сильнее, остальные слабее. Есть команды, которые могут собрать приличный состав из приезжих игроков. Они имеют финансовые возможности платить за игры, давать бонусы. У нас таких ресурсов нет. Для меня шок, что команда ФШ «Нальчик» не участвует в чемпионате. И все это из-за отсутствия денег. Понимаю, что многим мои слова не понравятся. Но я искренне считаю, что нужно выравнивать уровень турнира, чтобы за чемпионство и призовые места боролись 8-10 команд.

— Объясни нашим подписчикам — кто ты такой? Почему любишь футбол, откуда берешь деньги, как находишь спонсоров?

— Сельская администрация помогает в силу своих возможностей, которые весьма ограничены. Вся финансовая нагрузка ложится на меня. Я знаю в селе всех, кто в состоянии помочь команде. Спасибо всем – сейчас у команды есть средства на остаток чемпионата. Называть спонсоров не буду. Они просили не разглашать, ведь финансы любят тишину. Теперь о себе. Мой отец играл в футбол. Старшее поколение, наверняка, его помнит

– Карацуков Алик Мухадинович. Высокий мужчина, центральный защитник. И он, пока был жив, содержал старочерекскую команду. Видимо, мне это передалось по наследству. Профессионально не играл, и уже не буду. Но футбол у меня в крови. — Как думаешь, когда тебе всё это надоест?

— Пять лет я в этой роли, думаю, еще надолго меня хватит. Ведь я не одинок. Наш земляк Хаути Сохроков в прошлом сезоне оплатил расходы на весь чемпионат. С его помощью мы вышли в высшую лигу. Помогают мои футболисты. Особо хочу выделить Хачима Макоева. Он закрывает все проблемные вопросы. — Твоя главная мечта в жизни тоже касается футбола?

— У нас в селе пока нет спортивного комплекса. И я хочу с помощью единомышленников возвести его.

Виктор Шекемов