В администрации Нальчика состоялся брифинг, посвященный открытию автовокзала «Северный», которое вызвало неоднозначную реакцию общественности. Мэр Таймураз Ахохов и заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства КБР Хадис Абазов ответили на вопросы журналистов.
Глава администрации города подчеркнул, что перенос некоторых межмуниципальных маршрутов со старого вокзала на Пачева на автовокзал «Северный» вызвал активное обсуждение в соцсетях, поэтому он готов максимально прямо ответить на самые актуальные вопросы во избежание домыслов и слухов. Он назвал причины необходимости строительства автовокзала «Северный»: логистическая, экологическая, проблема безопасности. На автовокзале №2 обслуживались 500 межмуниципальных маршруток. Около 2,5 тысяч заездов и столько же выездов — огромная нагрузка на небольшую точку. Перенос вокзала разгрузил потоки транспорта на улицах Мальбахова, Осетинская, Пачева, Ахохова, то есть весь центр города. При этом количество городского муниципального транспорта не увеличилось, а только удлинились маршруты. Было отмечено, что автовокзал на Пачева не соответствовал нормам безопасности, в том числе антитеррористической защищенности. При этом не было никакой возможности исполнить некоторые требования, например, ограждения по периметру объекта и т.д. В то же время автовокзал «Северный» отвечает всем требованиям безопасности: сам перрон огорожен необходимыми металлическими ограждениями с досмотровым оборудованием. Вся территория вокзала находится под видеонаблюдением около 70 камер. Ведется работа с Ростелекомом, чтобы часть камер вывести на систему «Безопасная республика». На вопрос, почему проверяют всех пассажиров подряд, прозвучал ответ: федеральным законом предусмотрена возможность выборочного досмотра, поэтому в скором времени в тягость он не будет. Решается экологическая проблема загазованности. 500 машин, большинство которых оснащены газовым оборудованием, больше не заезжают в центр города. На брифинге были опровергнуты слухи относительно того, что будет расположено на месте старого вокзала. Мэр заявил, что никаких торговых центров там не будет. Зато будет расширен сквер и появится удобная транспортная развязка: «Не было смысла убирать один центр притяжения и создавать иной. Другое дело, что новым центром притяжения станет сквер как место отдыха горожан и гостей столицы КБР». Часть вопросов касалась нехватки маршруток, которые обсуживают новый вокзал. Таймураз Ахохов подчеркнул, что эти проблемы связаны с периодом адаптации. 8 маршрутов продлены до самого вокзала «Северный», шесть из них проходят мимо Зеленого рынка. Транспорт идет во все районы города. В востребованные две точки – Кенже и больничный городок на Шогенова – также будут перенаправлены маршруты. Мэр и зам. министра рассказали о транспортной реформе, которая ожидает нальчан в ближайшее время. На сегодняшний момент заключен контракт с Высшей школой экономики; ее специалисты проводят исследования, изучают пассажиропотоки, напряженность маршрутов и пр. В результате будет построена маршрутная сеть города, появится объективное понимание относительно количества и соотношения автобусов и маршруток, их направлений и графиков. Мэр отметил, что к 2023 году планируется переход на большеместные автобусы. Рассказал о различных механизмах – лизинг, государственное субсидирование, программа кредитования под низкие проценты. Предвосхищая вопрос о трудоустройстве перевозчиков, отметил: «Мы максимально готовы после переобучения забирать этих водителей к себе. Сейчас они работают каждый день. Водитель автобуса работает посменно – это тоже решение проблемы». Прозвучал вопрос о студентах КБГУ, которые добирались до вуза пешком с вокзала на Пачева. Глава администрации рассказал, что эту проблему не оставили без внимания. По договоренности с КБГУ организуется бесплатный трансфер по студенческим билетам в утренние часы и после занятий. А львиная доля тех, кто приезжает на работу или учебу в Нальчик, и так пересаживались на городской транспорт. Были подняты вопросы стоимости проезда муниципального и межмуниципального транспорта. Несмотря на удлинение 8 городских маршрутов, стоимость проездов не будет увеличиваться. Городские автобусы МУП «Нальчикский транспорт» перевозят за 15 рублей наличным расчетом, за 13 — по безналичному и фактически за 10 рублей, если оплата производится с карты Visa. Зам. министра Хадис Абазов отметил, что стоимость межмуниципальных перевозок не будет увеличена, несмотря на рост цен на топливо, и, как и прежде, останется ниже на 30- 40 %, чем у соседних субъектов. Таймураз Ахохов добавил, что сейчас ведутся переговоры по поводу введения карт «Тройка» для платежей. Это обеспечит льготный проезд для студентов и других пассажиров. А пользоваться картой можно будет и в других городах России, в том числе и в Москве. Вокзал «Южный» также стал темой обсуждения. Как было отмечено, в этом узле пересекаются около 19 тысяч единиц транспортных средств с 6.00 до 21.00, а выезд-заезд неудобный. Есть договоренность об установке разрыва и светофорного регулирования за счет средств инвестора. Сквозной выезд из города и всегда мигающий зеленый знак светофора призваны разгрузить участок. Как только эти моменты будут решены, все южное направление – Лескенский, Черекский и Урванский район – будет переведено с части старого вокзала на Пачева на автовокзал «Южный». И тогда старый вокзал будет закрыт окончательно. Таймураз Ахохов подчеркнул, что администрация города Нальчик совместно с Минтрансом делает все возможное, чтобы нивелировать любые негативные моменты, а от переноса вокзала с Пачева на новый автовокзал «Северный» город и горожане только выиграют.