Нальчик

В истории христианства на Кавказе остаются «белые пятна»

А знаете ли вы, что когда-то территория Кабардино-Балкарии была даже центром распространения христианства на Северном Кавказе? Этому много документальных фактических подтверждений. Кабардинский просветитель Шора Ногмов писал, что распространение христианства среди адыгов связано с византийским императором Юстинианом (VI в.). Адыги называли Юстиниана своим союзником и «адыхейским витязем». К балкарцам и карачаевцам православие также пришло из Византии ещё в VI веке при болгарском хане Кубрате. В балкарском языке сохранились древние следы православной жизни. Например, июнь балкарцы называют Никкол ай – месяц Николая, июль – Элия ай – месяц Илии.

И нет ничего удивительного в том, что сейчас кабардинцы и балкарцы, исповедующие ислам, с уважением относятся и к христианским, как древним, так и современным святыням, во множестве расположенным на территории республики. В издательстве Виктора и Марии Котляровых вышла интересная книга — красочный иллюстрированный справочник-путеводитель «Христианские святыни Кабардино-Балкарии». В ней собраны разнообразные сведения по истории распространения, развития христианства на Северном Кавказе, и в КабардиноБалкарии, в частности. Справочник был создан коллективом авторов под редакцией Валентина Бобылева и Николая Голяндина, а также сайта «Православие в Кабардино-Балкарии» (kborthodoxy.ru). В осуществлении проекта приняли участие представители разных национальностей и вероисповеданий, настоящие энтузиасты. Подключили волонтёров, турфирмы, помощь оказывали работники архивной службы национального музея КБР. Информацию собирали непосредственно на местах – ездили по сёлам, разговаривали со старожилами. Немало оказалось сложностей в работе, не хватает многих исторических сведений, некоторые архивные данные правоохранительных структур до сих пор под грифом секретности. Мало изучена история, например, монастыря на Сарай-горе, нет точных данных, как он вообще там появился. В 70-80-е годы прошлого века поход на Сарай-гору к монастырю был одним из популярных туристических маршрутов. Бывал там и автор этих строк. Действительно, интересное и загадочное место. Монахи, удалившиеся от людей в горы, вырубали кельи, ходы между ними прямо в скалах. А сам монастырь располагался так, что при необходимости мог превратиться в неприступную крепость. Подход к нему имеется только с одной стороны, с других сторон многометровые пропасти. Кто были эти люди, кропотливо создававшие монастырь в скалах, куда они потом делись, мы ведь действительно ничего и не знаем! Нет полного списка репрессированных священнослужителей в КБР. То есть «белые пятна» в истории православия в Кабардино-Балкарии пока ещё имеются. Издатель, краевед и публицист Виктор Котляров рассказал о том, какие интересные христианские святыни имеются на территории Кабардино-Балкарии. Например, храм благоверного князя Александра Невского в станице Александровской Майского района является уникальным по количеству древних реликвий, свято здесь хранящихся, в том числе частиц Гроба Господня и Гроба Божией Матери, чудотворной Иверской иконы Божией Матери. В 2004 году здесь накануне крещенского сочельника при смене лопнувшего стекла, покрывавшего икону Спасителя, был обретен Нерукотворный Образ Иисуса Христа, проявившийся на стекле наподобие фотографического снимка. У селения Верхний Чегем расположена так называемая «Греческая лестница», вырубленная в средние века и вьющаяся по отвесной скале на высоту чуть ли не в двести метров. Местные жители назвали лестницу Греческой потому, что здесь располагалась Кавказская епископия. Вела лестница к пещере, в которой хранились богослужебные книги; трудности, с которыми сюда нужно было добираться, служили серьёзным препятствием для грабителей. В районе селения Каменномостское на горе Калеж при археологических раскопках было обнаружено около трёх тысяч нательных христианских крестов из железа, бронзы, серебра. Что здесь было? Есть версия, что именно здесь находилась так называемая епископия Ахохия, сведения о которой содержатся в одном из актов Константинопольской патриархии, датированном 1364 годом. Но почему такое количество нательных крестов было единовременно и в одном месте брошено на землю? По мнению исследователей, только одно событие в истории может разъяснить эту загадку. А именно нашествие Тамерлана, оставившего на исходе четырнадцатого века кровавую память о своём пребывании на территории нынешней Кабардино-Балкарии. Очевидно, жестокие воины вырезали всех защитников крепости Калеж, вывесив после этого по своему обыкновению чёрный флаг – это означало, что крепость или город стёрты со страниц Книги Бытия. И это далеко не все уникальные, загадочные и малоисследованные места в Кабардино-Балкарии, связанные с историей распространения христианства на Кавказе. Но надо заметить, что из-за деятельности «чёрных копателей» мы рискуем потерять уникальные реликвии, артефакты, и не только христианские, на территории КБР. В частности, несколько лет назад шло просто разграбление Заюковского могильника, уникального археологического памятника. А те самые нательные кресты, обнаруженные на горе Калеж, потом можно было увидеть и на чёрном рынке в Пятигорске. Думается, что начатое хорошее дело по изучению христианских святынь Кабардино-Балкарии безусловно требует своего дальнейшего продолжения.

Олег Лубан