Создающая сказки Имара Аккизова – в облаке ориентального парфюма, в фантазийных уникальных нарядах и авторских украшениях – сама так похожа на героинь сказок, мифов и легенд. Как Сатаней – умна, сильна, видит и умеет больше обычных людей. Как Царевна-лягушка – из костей и остатков питья сделает озеро с прекрасными лебедями. Настоящему художнику все равно, из чего творить, – в этом Имара убеждена. Ее живопись – предмет отдельного многосерийного разговора. Но сегодня нас интересует другая ее страсть – куклы.
Слово «кукла» в русском языке обросло столькими смыслами: предмет детских развлечений, бездушное и пустое существо… Куклы Имары Аккизовой совсем о другом, для них бы придумать отдельное слово. Ее работы – то самое заветное соответствие формы и содержания. То ли малюсенькие шнурочки на ботиночках придают мальчику трогательности, то ли мысль Имары одушевляет каждую буклю на его полушубке. То ли законы сопромата и архитектуры так разместили даму Size+ в пространстве, что она вот-вот оторвется от своего мини-астероида и взлетит, то ли это арматура совсем другого порядка – талант мастера. Именно талант превращает куски пластика, обрезки ткани, паклю, проволоку в ослепительных Фрид Кало с монобровью, в луноликих восточных джиннов, в фантазийную кавказскую фею, в лукавых котов с человеческими слабостями, в девушек, оборачивающихся сумеречными молями. Мастерская Имары похожа на шкаф, в который проваливаешься и оказываешься в волшебном пространстве. Максимальная концентрация удивительного на квадратный метр. Куклы Имары хороши и на расстоянии, и при максимальном приближении. Сначала тебя покоряет образ целиком – словно стопкадр из дивной сказки. Но процесс разглядывания – особенное удовольствие перфекциониста. Текстура свежего батона, микроскопический шов на панталончиках, ботики, просящие каши, подушка кресла, которую при желании можно убрать, выбить, сережки не приклеенные, а вдетые в проколотые ушки, пестики и тычинки, глядящие в ту же сторону, куда ветер направил подол юбочки… Куклы Имары Аккизовой сшиты от и до «на руках», как чаще всего это и случается, когда речь идет о творениях «от кутюр». Их главные составляющие — нежность, юмор и колоссальный труд
— Имара, последние годы куклы занимают значительное место в вашем творчестве. Вы позиционируете себя как художник или мастер?
— Эти две ипостаси абсолютно равнозначны. Когда делаю кукол, я тоже художник. Здесь те же правила, что и в живописи. Когда что-то обычное превращаешь в сказочнофантазийное, вещество – в существо. Как в живописи подбираешь технику, краски, мазки, так и здесь — материалы, фактуру ткани. Как и в живописи, творческая работа сама тебя ведет. Изначально замысел может быть совсем иным. Например, первая кукла из «молей» меня так повела, что пришлось учиться валять шерсть. Я почувствовала — здесь нужна шерсть именно такой выделки, и она должна перейти в лен максимально незаметно и естественно. Или, например, эксперименты с поталью – приживетсяне приживется… Шикарно прижилась! Не сразу, конечно, пришлось искать способы. Я к тому, что на компромисс не иду, всегда следую за куклой. Так, каждая требует себе своего антуража и сама себя одевает. На мальчика с буханкой изначально надела серенькое пальто. Он сразу стал такой грустный, потухший и сказал: «Я не хочу пальто». Откровенно говоря, было так лень перешивать. Но не могла иначе. А в полушубке у него совсем другое выражение лица.
. — Во многих ваших куклах определенно присутствует кавказский дух. Но, скорее, как намек, ощущение.
— Передо мной не стоит задача – воссоздать аутентичные элементы, это же не историческая реконструкция. Как и в моей живописи – образы фантазийные. Нет прямых реплик восточного или кавказского костюма, но всегда видна суть, настроение. Мне всегда был близок рафинированный образ фольклора, когда те же узоры, орнаменты вписаны в современную жизнь. Мне интересно сочетать несочетаемое. Оно современное, но оно все равно «наше» — это тот самый генетический уровень. То же делал мой отец Якуб Аккизов, то же делает моя мама Сияра Аккизова.
— И балкарки, и дагестанки – известные рукодельницы. Когда работаете, чувствуете в себе зов крови?
— Конечно. Дагестанская бабушка была ковровщицей. Балкарские предки вообще известны своей рукастостью. У Кесам – бабушки по отцу — руки были не то что золотые — платиновые. Идеально вычесанная, выстиранная шерсть, нить тонкая, будто машинный трикотаж. Эти комочки шерсти, кстати, я использую до сих пор в своих куклах. Моя мама хранит вещи, кийиз, сделанные ее свекровью. А прабабушка и вовсе славилась на весь Кавказ. За ее бурками становились в очередь тогдашние модники
— Ахматова признавалась: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…». Из чего рождаются ваши куклы?
— Если говорить непосредственно о материалах, то буквально из чего угодно! Но огромное спасибо нашим мастерицам, дизайнерам одежды, работающим в Нальчике. Они скидывают мне обрезки безумно дорогих роскошных тканей, и я, как Кощей, роюсь в этих пакетах. Натуральный шифон, шелк, шерсть тонкой выделки. Искать по городу, чтобы кто-то продал тебе 10 см — гиблое дело. Для меня эти «обрезки роскоши» на вес золота. Так, ткань Шанель, которая сама по себе произведение искусства, распускаю и использую каждую ниточку. Если тебя несет, все равно, из чего творить. Например, на последнем мастер-классе в «Малахитовой шкатулке» закончился холлофайбер, так мы высушили влажные салфетки, разорвали – и вот тебе отличный результат! Если говорить о том, откуда берутся идеи, о вдохновении… Не очень верю в это понятие. Мозг же 24 часа в сутки работает. И ты просто должен поймать какую-то идею, которая тебе интересна. А дальше серо и методично пахать. Если лежать и ждать, когда тебя озарит, можно никогда не дождаться. Ты перелопачиваешь кучу информации, смотришь, изучаешь кого-то другого, читаешь книги, находишься в постоянном самопознании – так и рождаются идеи.
— Имара, большинство художников – и наша республика в этом смысле не исключение – затворники, люди, ценящие уединение. Как у вас складывается коммуникация с внешним миром?
— История уединения в своей мастерской мне близка. Но я постоянно борюсь с этим. Если закопаться в этом чувстве, тебе не выжить. Не в материальном плане. Как бы ты ни сторонился людей, они тебе необходимы. Те, с кем ты можешь общаться, с кем ты на одной волне, кто тебя любит, очень нужны. Я должна поделиться своим творчеством! Не для того, чтобы все увидели, какая я прекрасная. Чтобы люди тоже порадовались, улыбнулись и подумали, что не так все гадко в этой жизни.
Алена Мякинина