Нальчик

Фатима Дышекова: «Хочу остаться оперной певицей»

Если вы увидите эту девушку модельной внешности, ростом под 180 см, идущую по проспекту Нальчика, едва ли догадаетесь, что звучит в ее наушниках. Niletto? Клава Кока? Мари Краймбрери? Нет, скорее всего, слух девушки услаждает Лучано Паваротти арией Каварадосси из оперы Джакомо Пуччини «Тоска». Фатима Дышекова – оперная певица, солистка Государственного Музыкального театра.

— Фатима, расскажите, как у девочки из Кенже, в роду которой не было артистов, возникло желание стать оперной певицей?

— Я и сама часто задаюсь этим вопросом. И прихожу к выводу, что в моем случае это было какое-то предназначение, о котором поначалу я и не догадывалась. Да, я пела в детстве, в основном, эстраду на различных школьных мероприятиях. Всерьез ко мне не относились, шутили надо мной, называли Кобзоном. Да я и сама к себе всерьез не относилась. После 9 класса раздумывала, куда же себе подать. Узнав, что Ирина Султановна Даурова ведет набор в колледж искусств, решила попробовать. И меня взяли. Позже Ирина Султановна признавалась, что не увидела во мне особой одаренности, но я показалась ей хорошей девочкой. Видимо, что-то все-таки она почувствовала – спасибо ей огромное за это. Где-то на втором курсе во мне что-то словно открылось. Я почувствовала в себе силу, стала усиленно заниматься и окончила колледж уже с красным дипломом. Мы пели не только классику, Ирина Султановна постоянно выводила нас на сцену, на различные праздники, мероприятия. У меня были вокальные идолы – Марая Кэри, Уитни Хьюстон. Но только в классике я могла раскрыться. Это может прозвучать странно, но когда пела оперу, ощущала какую-то наполненность. И по сей день ощущаю. Кто бы мог подумать, что во мне проснется такая любовь к классической музыке и опере! Потом были еще пять лет учебы в СКГИИ у Натальи Гасташевой. Годы учебы мне многое дали. Была масса интересных выступлений, проектов в разных городах и странах. Неизгладимое впечатление оставила поездка в Италию на конкурс Note sul mare, где я взяла гран-при. Побывали в государстве Ватикан, итальянских городах – Венеции, Милане, Риме. Выступали в детских музыкальных школах, довелось спеть в католическом храме — до сих пор помню ощущение, как голос летит под купол. В Германии на съезде адыгов пела по-кабардински. Но, пожалуй, самый интересный проект на сегодняшний день – выступление с другими студентами СКГИИ на открытии Паралимпийских игр в Сочи. Это был огромный сводный хор, куда мы попали, пройдя серьезнейший отбор. Незабываемое ощущение, когда гигантский стадион смотрит на тебя, президент Путин на трибуне, и идет трансляция на весь мир…

— Кто ваши кумиры в опере?

— Все-таки это Анна Нетребко. По душе ее глубокий тембр. Также Аида Гарифуллина привлекает как личность. Стильная, модная, она ломает стереотипы, как должна выглядеть оперная певица, и мне это нравится.

— Расскажите, что входит в обязанности солистки Музыкального театра?

— Сейчас я задействована в «Цыганском бароне» Штрауса и «Камботе и Ляце» Владимира Молова. До этих спектаклей не было подходящих партий для моего драматического сопрано – более низкого по сравнению с лирическим и колоратурным. Но работа в музтеатре – это не только спектакли. Это постоянные сборные концерты – в самом театре, на городских мероприятиях, в поездках, гастролях, санаториях и даже на утренниках. В моем личном репертуаре — хиты из опер и оперетт, романсы, джазовые и эстрадные композиции, песни военных лет. — Подтвердите или опровергните стереотипы: оперные певцы не употребляют газировку и семечки, глотают сырые яйца, всегда обматывают горло шарфом, любят поесть. — Знаете, каждый артист сам для себя придумывает ограничения или приметы, которым будет следовать. Помню, при Ирине Султановне мы, ее студенты, никогда не пили газировку. Как-то я обратилась с подобным вопросом к педагогу по вокалу из ГИТИСа – она ответила, что все эти ограничения бессмысленны. Но я подтверждаю, что оперный певец должен хорошо питаться. Диеты не для него. Для опоры голоса и чтобы выдувать такую мощность требуется много сил. Перед одним из последних концертов примчалась со второй своей работы – я преподаю вокал детям в филиале Музыкальной школы №1 в Хасанье — и в концертном платье, на каблуках побежала в буфет что-то перехватить. Мне предстояло петь романс Рахманинова, а это, поверьте, весьма энергозатратное дело, не говоря уже о целом спектакле.

— Что вас больше всего привлекает в вашей профессии?

— Абсолютно все. И атмосфера театра, и чувство силы, возникающее во время пения. Но самое притягательное – возможность примерить на себя разные характеры и побыть той, кем в реальности в силу разных обстоятельств ты быть не можешь. Например, я часто думаю, что смогла бы исполнить Кармен, хотя у меня совсем другой темперамент и иные правила в жизни, чем у этой дерзкой девушки. Выйти за собственные рамки и обнаружить в себе этот тайный огонь – разве это не прекрасно! А вообще в опере меня в большей степени привлекают не женские героини, а сама музыка. Я очень люблю Шостаковича, Верди. Но самая моя большая страсть — это композиторы направления веризм — Пуччини, Масканьи, Леонкавалло. И, кстати, слушать больше люблю мужские голоса. Паваротти для меня – лучший из лучших, непревзойденный.

— Ваши сториз рассказывают о выступлениях на частных мероприятиях. Приходится идти на поводу у заказчиков и исполнять более доступный репертуар

— Это отдельная тема. Во-первых, я достаточно редкий гость на подобных выступлениях. Не так часто меня приглашают. Но порой мне кажется, что люди не сами выбирают репертуар и исполнителя, а просто потребляют то, что им дают организаторы подобных мероприятий. Не раз замечала, что люди с нескрываемым интересом и даже удовольствием слушали классику в моем исполнении. Пусть не Рахманинова, но те же хиты Сары Брайтман с большой благодарностью принимали. Самый верный мой почитатель – папа, который во всем меня поддерживает. А если серьезно, нет у меня фан-клуба в привычном понимании. Но есть люди, которые не пропускают ни одну премьеру, ни один концерт Музыкального театра. И их нельзя разочаровывать.

— Приходилось ли вам сталкиваться с мнением, что опера – несерьезное занятие, а оперная певица – эдакая стрекоза, которая лето красное пропела?

— Буквально каждый день сталкиваюсь с этим стереотипом. У нас в городе до сих пор странно в ответ на вопрос «кем ты работаешь» услышать «оперной певицей». Кто-то и вовсе не считает это работой. Мне обидно слышать такое мнение. Скажу больше – к артистическим профессиям существует предубеждение. А ведь люди искусства – это трудяги, интеллигентны, образованные представители своего народа. Немало случаев, когда люди уходят из искусства по причине такого предвзятого отношения. Но я не могу предать любимое дело в угоду каким-то стереотипам. И хочу остаться оперной певицей, чего бы мне это ни стоило.

Алена Мякинина