Нальчик

Воспоминания о Мастере

Вот уже год, как ушел из жизни Заслуженный деятель искусств РСФСР и Кабардино-Балкарии, Лауреат Государственной премии КБР, обладатель множества театральных премий и наград, общественный деятель, человек большой души Султан Азретович Теуважев. 67 лет он отдал беззаветному служению любимому делу – театральному искусству, которому был предан до последних дней.

Уход мастера стал невосполнимой утратой не только для всей республики, Северного Кавказа, но и для меня лично, так как судьба подарила мне счастье общения с Султаном Азретовичем, возможность более тридцати лет соприкасаться с его творчеством. Впервые мы, студенты вокального отделения Нальчикского Музыкального училища, познакомились с Султаном Теуважевым в 1985 году, когда он преподавал нам сценическую речь и театральное мастерство. Мы, конечно же, знали, что перед нами известный режиссер, создатель множества спектаклей, и очень волновались перед первой встречей: кто он — и кто мы, девчонки и мальчишки из глубинки. Но когда в аудиторию стремительной легкой походкой вошел этот стройный элегантный человек и, окинув всех доброжелательным, изучающим взглядом, произнес: «Ну, здравствуйте! Будем знакомиться? Предупреждаю: будет нелегко, но интересно…», — все выдохнули. И действительно, все эти годы учёбы было очень интересно. Султан Азретович был не только гениальным режиссером, но и замечательным педагогом. Он никогда не кричал, даже не повышал голос, как это делают некоторые экзальтированные преподаватели. Спокойно и доходчиво ставил и пояснял ту или иную задачу на занятиях по театральному мастерству, как-то незаметно, исподволь подводил каждого из нас к основной мысли, кульминации произведения на сценической речи. Порой для этого ему хватало слова, взгляда, верного жеста. Он научил нас любить театр, разбираться в театральном искусстве. На занятиях по постановке сценических этюдов нам было достаточно негромко оброненной фразы горячо обожаемым педагогом: «Нет! Нет! Нет! Как сказал бы Станиславский, «Не верю!» А в день сдачи спектакля в сиреневом зале Музыкального училища яблоку негде было упасть… Невозможно описать то счастье, которое мы испытали с моей однокурсницей Людмилой Куашевой, когда Султан Азретович пригласил нас на работу в Музыкальный театр; тогда он ставил «Бабий бунт» Е.Птичкина. Но вскоре судьба внесла свои коррективы, и следующая встреча с мастером произошла только в 2004 году, когда я училась в СКГИИ на кафедре «Культурология», где так же актерское мастерство преподавал Султан Азретович Теуважев. Мы много общались после учебных занятий, обмениваясь мнениями по самым разнообразным вопросам. Беседы эти помню во всех подробностях, они — самый бесценный багаж в становлении моих жизненных взглядов, развитии как личности. С огромной гордостью и любовью я следила за творческими успехами мастера, посещала все его премьерные постановки. Последнее приглашение получила на спектакль «Медведь. Ах, уж эти женщины!» Государственного русского драмтеатра им. М.Горького. В 2018 году эта постановка стала лауреатом международного фестиваля «На родине А.П. Чехова» в Таганроге. Ушел мастер, ушел гений! О жизни и творчестве Султана Азретовича Теуважева можно и нужно писать многие тома, по которым могли бы учиться будущие и нынешние деятели театрального искусства. Хотелось бы вспомнить самые важные вехи его биографии (ряд материалов почерпнут из реферата студентки СКГИИ Дианы Мамбетовой (научный руководитель – профессор, кандидат филологических наук З.Х. Торогельдиева). Султан Азретович Теуважев родился 20 апреля 1932 года в селе Залукокуаже КБАО. Будучи ребенком, познал все невзгоды войны, был тружеником тыла. Учился хорошо, с ранних лет был активнейшим участником художественной самодеятельности Зольского РДК, нередко играл главные роли в сельском театре. В 15 лет его назначили главным бухгалтером колхоза «Дружба народов» в родном селе. И вполне закономерно, что после окончания школы он был направлен в Москву для поступления в финансовый институт. Но любовь к сцене, тяга к театральному искусству побеждают. Султан Азретович становится студентом ГИТИС им. А.В. Луначарского, отделения «Режиссура» вместе с будущими актерами кабардинской студии. В 1958 году Султан Теуважев оканчивает институт дипломным спектаклем «Батыр – сын медведя», который удостоен зрителями и педагогом А.М. Лобановым высочайшей оценки. После окончания ВУЗа молодой режиссер возвращается в родные края, где активно включается в работу Госдрамтеатра Нальчика, а со временем — всех театров столицы. С первой же постановки С.А. Теуважева становится ясно, что республика обрела истинного творца, художника. Мы в этой статье не ставим цель анализировать многочисленные работы режиссера, а лишь напомним читателю о самых ярких из них. Спектакль «День рождения Терезы» по пьесе Г. Мдивани был поставлен С.А. Теуважевым к 25-летию Госдрамтеатра Кабардино-Балкарии в 1962 году. Одна из первых работ молодого режиссера получила высокую оценку театральных критиков и зрителей. Большой творческой удачей режиссера явилась постановка кабардинской труппой Госдрамтеатра пьесы Ц. Шагжина «Черт в сундуке» в 1965 году. В 1966 году С.А. Теуважеву за значительный вклад в развитие театрального искусства Кабардино-Балкарии присвоено звание Заслуженного деятеля искусств КБР. В том же году молодым режиссером на суд зрителей представлен спектакль «Поднятая целина», который на Ростовском фестивале постановок по произведениям Шолохова завоевал первое место. На этом же форуме актер госдрамтеатра КБАССР Али Тухужев был признан лучшим исполнителем роли деда Шукаря, что подтвердил и сам автор произведения Михаил Шолохов. Огромный успех имел спектакль «Мост» по пьесе Ф. Богданова. Диплома первой степени был удостоен этот спектакль в Москве в 1976 году. Впервые на сцене Госдрамтеатра появляется совместная работа режиссеров Султана Теуважева и Бориса Утижева – спектакль «Тыргатао», вызвавший огромный резонанс в республике. В 1982 году режиссер Султан Теуважев стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР. В 2000 году мастер работает над постановкой сложнейшего психологического спектакля «Эдип» по пьесе Бориса Утижева. На фестивале «Маски» во Владикавказе работа получает главный приз. И очередная победа в 2011 году. «Невеста из Имеретии» Б. Рацера и В. Константинова в исполнении труппы Русского драмтеатра им. М. Горького становится лауреатом третьего Международного фестиваля в Махачкале. В 2012 году Русский драматический театр им. М. Горького выигрывает грант Главы КБР в области театрального искусства в направлении «Постановка русской и мировой классики». Этому событию предшествовало триумфальное шествие на сцене театра спектакля «Ханума» А. Цагарели на музыку Г. Канчели в постановке С.А. Теуважева. В 2013 году «Король Лир» в версии мастера становится дипломантом V Международного фестиваля в Махачкале. Золотая медаль имени Али Шогенцукова в 2014 году стала признанием творчества С.А. Теуважева как режиссера, воплотившего идеи свободолюбия и достоинства человека, столь близкие произведениям поэта. Последний спектакль Султана Туважева — «Корсиканка и Наполеон» И. Губач, поставленный в 2019 году на грант Главы Кабардино-Балкарской Республики в области театрального искусства. О каждом из более чем 120 спектаклей можно было бы писать трактаты, но это удел профессионалов, театроведов. И хочется верить, что это со временем будет сделано, так как творческое наследие, оставленное Султаном Теуважевым, бесценно и требует самого разностороннего и тщательного анализа. В наступающем году Султану Азретовичу Теуважеву исполнилось бы 90 лет, но до самых последних дней он оставался молодым, невероятно трудоспособным, беззаветно преданным любимому делу, родной республике, России человеком. Его уход — невосполнимая потеря для театрального, музыкального искусства, для всех нас…

Марина Балкарова