Нальчик

Страсти и деньги под ковром

Балкарский театр сделал новогодний подарок своему зрителю – комедию «Бай келин» («Богатая невеста»). Все, что так любит наш народ, – смех, музыка, пляски, женская драка с выдиранием волос – было в спектакле с лихвой.

Режиссер Аубекир Мизиев рассказал, что «Богатая невеста» выиграла грант Главы Кабардино-Балкарской Республики Казбека Кокова: «После череды драм и трагедий театр нуждался в смене настроения. «Бай келин» стала последней комедией Жагафара Токумаева, написанной перед смертью. Здесь произошло удивительное совпадение. Когда я выбрал на главную роль Фатиму Жангуразову (Мамаеву), и уже вовсю шли репетиции, выяснилось, что Жагафар писал эту комедию специально под нее. Собственно, Фатима не просто сыграла главную роль, но и обеспечила музыкальное оформление спектакля, участвовала в разработке образов, костюмов, работала над правильной балкарской речью».

Нехитрый сюжет. Мать семейства Заржан (Фатима Жангуразова (Мамаева) страдает от бедности, так как вышла за никчемного алкаша Локкая (Орусбий Шаваев). Но больше, чем бедность, Заржан гложет зависть. Как в меткой балкарской пословице: «Плачу не оттого, что корова сдохла, а оттого что у соседа живая». Решить свои материальные проблемы и потешить больное эго Заржан решает за счет удачного супружества детей. Поэтому сына Хасана (Арафат Гогуев) хочет женить на зажиточной девице Айкаш (Саида Жангуразова) с сомнительной репутацией, к тому же старше его. А младшую несовершеннолетнюю дочь готова отдать за престарелого богатого извращенца Къарамырзу (Солтан Мирзоев). Но сын рушит планы матери, привозя с учебы из Азербайджана невестку — скромную девушку из детдома Мариям (Светлана Байтуганова). А дочь Хауа (Марьям Темиржанова) влюблена в простого соседского парня Асхата (Шахым Байдаев). Далее следует череда драк, разоблачений, разочарований, радостных известий… Постановка Аубекира Мизиева – совокупность нюансов, порой разрозненных, но неизменно выстреливающих. Это касается и сценографических фишек (художник-постановщик Аслан Уянаев). Весьма остроумный ход – изображение гигантского пестрого ковра на весь задник-экран – мгновенно отозвался смехом в зрительном зале.

С одной стороны, символ мещанства и безвкусицы. И вместе с тем такой родной и знакомый каждому жителю Кабардино-Балкарии, внедрившийся в нашу генетическую память неизменным атрибутом на всех семейных фотографиях. Но главные нюансы — в игре актеров. Матриархальная составляющая спектакля была убедительной и мощной.

Всем известно, каким ярким темпераментом обладают иные балкарские женщины. И актрисы Танзиля Хамурзова, Фатима Жангуразова (Мамаева) продемонстрировали это максимально эффектно. Танзиля Хамурзова, сыгравшая богачку Сюзюлхан, всеми правдами и неправдами пытающуюся отдать свою засидевшуюся дочь замуж, 23 года спустя вернулась в балкарский театр. И щедро выплеснула все, что в ней накопилось за это время. Беспощадный стеб над образом, над самой собой, бесстрашие выглядеть смешно. Обилие яркого синтетического тряпья, стразы, блестки, нелепая бижутерия, лаковые негнущиеся туфли-копыта — эдакий горский китч. Публика от души хохотала над каждым нарядом персонажей, узнавая знакомый стиль.

Образ старого извращенца Карамурзы как реминисценция Джигарханяна из «Здравствуйте, я ваша тетя». Вожделение к юной девушке микшируется не менее острым интересом к ее матери, делая из Карамурзы любителя женских прелестей вне возраста, «воспламеняющегося от любой юбки». Алкаш Локкай, тоскующий по Советскому Союзу, оказывается в пьесе носителем морали. Благосклонность зрителей всегда на стороне пьющего бедного философа и бездельника, всегда более нравственного, чем богач, наживший состояние преступными методами. Саида Жангуразова после серьезных драматических ролей в «Антигоне» и «Лавине» просто оторвалась, продемонстрировав, как умело может балансировать на грани между «в точку» и «перебор». Выпускник Театрального института им. Щукина Марат Джаппуев в образе капитана полиции показал, что такое школа. Из небольшой роли сумел вытащить такие вкусные характерные нюансы, что все почувствовали к представителю закона легкое отвращение, смешанное с восхищением, которое всегда испытываешь при виде актера с отрицательным обаянием. Любимец публики Мажит Жангуразов в роли начальника местного РОВД, появившийся на огромном экране в эпизоде видеосвязи с любовницей Сюзулхан, был настолько органичен в изображении порока, что, казалось, и не играл вовсе. Этот адюльтер 50+ с горским акцентом пришелся публике по вкусу.

Казалось бы, автором созданы все условия для того, чтобы вскрыть скальпелем сатиры нарывы общества и победить добром зло в лице аморальных богачей и алчной эгоистичной матери. Однако мы наблюдаем не совсем традиционный финал. Новая невестка из детдома неожиданно оказывается богатой наследницей… По всем законам жанра, Заржан должна была остаться ни с чем. Или хотя бы раскаяться. А счастливое молодое поколение — зажить припеваючи в любви и согласии, укрепленных миллионами и недвижимостью в Турции. Однако автор распоряжается сюжетом иначе. В итоге завистливая алчная женщина получает-таки то, о чем мечтала. Деньги всех примиряют. А исход, когда и на елку можно залезть, и не покорябаться, похоже, устраивает всех. И этот «жизненный» итог делает пьесу более любопытной и реалистичной.

Алена Мякинина

Фото: Елена Елоева