В Музее изобразительных искусств им. А. Л. Ткаченко проходит выставка «Истории, рассказанные цветом». В экспозицию вошли работы преподавателя живописи, рисунка и композиции Детской школы искусств №1 Лианы Кусовой и ее учеников.
Вернисаж-концерт, организованный силами преподавателей и обучающихся ДШИ №1 Нальчика, стал украшением культурной жизни города и самым убедительным форматом для отчета о детском дополнительном образовании.
Более двухсот работ Лианы Кусовой и ее учеников, охвативших 22-летний период, выполненных в самых разных техниках и стилях, заполнили выставочные залы музея. Особенную атмосферу выставке придали выступления юных музыкантов.
На открытие пришли ученики профильных учебных заведений города, их родители, коллеги, художники, представители СМИ. Лиана Кусова поблагодарила члена Общественной палаты КБР, директора АНО “Центр социокультурных проектов “Мирт” Юлию Ордокову и идейного вдохновителя и ведущую, заместителя директора ДШИ №1 Асю Котовскую за помощь в организации такого сложного мероприятия.
Детская школа искусств №1 продемонстрировала, каким богатством владеет, ведь подавляющее большинство работ было взято из ее фондов. Лиана Кусова была награждена почетной грамотой местной Администрации городского округа Нальчик с формулировкой «За многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм, целеустремленность и педагогический талант в воспитании и обучении подрастающего поколения”. А присутствующая на открытии и.о. начальника управления культуры администрации Нальчика Лариса Кузнецова вручила лучшим ученикам Лианы Кусовой — Марине Кунижевой, Марату Даванидзе и Лиане Хамурзовой – грамоты за выдающиеся успехи в области освоения изобразительного искусства, высокие достижения в конкурсах изобразительного творчества, стремление к постоянному совершенствованию художественных способностей, а также за активное участие в творческой жизни города.
Лиана Курмановна рассказала, что эти трое ребят были особо отмечены, потому что за годы учебы максимально эффективно и ответственно проявили себя на городских и республиканских мероприятиях, получая призы буквально на всех конкурсах, в которых принимали участие. Лиана Кусова как играющий тренер.
Добрая часть экспонатов – ее работы. По большому счету, это вполне могла быть и персональная выставка. Талант художника-архитектора признан российским педагогическим сообществом в области искусства. Ее часто приглашают проводить мастер-классы в разные города РФ, участвовать в выставках со своими учениками.
Творческая биография, перечень достижений, профессиональный потенциал и технический диапазон мастера впечатляют.
В 1989 году она окончила Санкт-Петербургский Академический художественный лицей им. Б. Иогансона.
В 1995 году стала магистром архитектуры, получив диплом Санкт-Петербургской Академии художеств им. Репина. В том же году на выставке “Зодчество-95” в Москве был представлен ее градостроительный проект, выполненный совместно с архитектором Александрой Мелентьевой. И впоследствии отобран для презентации на Международном архитектурном форуме в Барселоне.
В 1997 году Лиана Кусова с группой петербургских архитекторов участвовала в выставке архитектурной графики в Лондоне, где были представлены работы в старинной технике отмывки, выполненные по чертежам английских архитекторов XVIII века.
Работы Лианы находятся в частных коллекциях в США, Англии, Италии, Франции, Германии. А две росписи по дереву в стиле старинной гравюры с изображениями Санкт-Петербурга хранятся в Музее искусств Амстердама. Художнику-архитектору подвластны акрил, акварель, пастель, тушь, масло, миниатюрная роспись по дереву и перламутру.
— Лиана, как настоящий педагог, вы и на этой выставке выступили просветителем, представив вниманию зрителей любопытные техники, например, отмывки китайской тушью.
— Да, на выставке есть работы, созданные еще в пору студенчества в Академии художеств. Отмывка — это старинная техника, в которой все архитекторы показывали свои проекты, начиная с XVIII века. Сам Кваренги начинал работать в этой технике, хотя у него еще можно разглядеть какие-то мазочки, слои. А вот Растрелли уже точно свои проекты подавал в технике отмывки. Эти чертежи выглядят натурально, реалистично, объемно, как фотографии. Работа в данной технике требует от мастера виртуозного владения пером и кистью, знание особых секретов и приемов. Сначала выполняется карандашный чертеж или рисунок, обводится тушью. Затем разводятся до десяти баночек растворов китайской туши с градацией по тону. И осуществляется та самая отмывка, слой за слоем, иногда с растяжкой от светлого к темному. В итоге количество слоев может доходить до ста. И это еще не все. Ты делаешь эти сто слоев, но, чтобы удались все эти нюансы, мягкие переходы, мы брали губку и аккуратно смывали работу. Опять повторяли то же самое, и это могло повторяться до трех раз. Как вы понимаете, не всякая бумага это выдержит. Мы искали подходящую, выпущенную Гознаком, которая уже в 90-е годы была в дефиците. С большим трудом сейчас на складах, в чьих-то личных архивах можно найти несколько листочков. Это очень точная и скрупулезная работа, требующая больших временных затрат. Именно поэтому художники нечасто выбирают эту технику. И именно за эти особенности такие работы очень высоко ценятся в мире, украшая интерьеры самых престижных кабинетов, офисов и особняков в классическом стиле. Кстати, часто в фильмах можно увидеть отмывки как атрибут роскоши. Например, в знаменитой «Красотке» интерьеры статусных бизнесменов украшены отмывками. Один из экспонатов выставки – отмывка Собора по чертежам архитектора XVIII века Роберта Адама. Эта работа не только участвовала в выставке в Англии, но была выбрана в качестве рекламной заставки вернисажа в London Gallery 19 и опубликована в лондонском журнале.
— Не припомню, чтобы прежде на выставочных площадках Нальчика появлялись живопись вином. Расскажите об этом.
— Да, это тоже весьма редкая и сложная техника. Это меня и привлекает в ней. Нет, нигде не обучалась этому. Все постигала сама, методом проб и ошибок. Конечно, опыт работы с акварелью помог. Но вино ведет себя непредсказуемо. Помимо прочего, увлекает сама подготовительная работа. Потому что оттенки я создаю сама, наблюдая за тем, как ведет себя вино, испаряясь, загустевая, меняя цвет. Работала и с заводским вином, но со временем пришла к тому, что для этой техники идеально домашнее. Интересно наблюдать, как работа меняет оттенок со временем. И в этой неопределенности тоже есть своя прелесть.
— Кабардино-Балкария богата талантами в области изобразительного искусства. Но одно дело — самому быть интересным художником, и совсем другое – учить и воодушевлять детей. Многие ваши ученики, окончив ДШИ №1, поступают в профильные вузы, становятся архитекторами, художниками, дизайнерами.
— Счастлива, если выбор профессии происходит не без моего участия. Не думала, что свяжу свою жизнь с педагогикой. Боялась не справиться с такой ответственностью. Но теперь, спустя более чем двадцать лет работы с детьми, благодарна судьбе, что все сложилось именно так, как сложилось. Несмотря на всю сложность профессии педагога, вижу в ней свое предназначение и искренне считаю — ничто не может сравниться с общением с чистыми душами детей.
Алена Мякинина