В Музее изобразительных искусств им. А.Л. Ткаченко открылась выставка работ недавно ушедшего из жизни Залимхана Индрисова.
Прошло совсем мало времени после ухода мастера, но выставка не звучит скорбно. Потому что сами картины Залимхана Индрисова, светлые и спокойные, словно говорят о том, что жизнь прекрасна и мудра.
Женщины на портретах – величавые и сдержанные, будто хранящие тайну, но тем и более притягательные. Пейзажи, наполненные не только воздухом, но и запахом. От зимних будто веет морозом, от речных пахнет рекой и влажными камнями, в городских чувствуется смесь асфальта, листвы. От горных слово закладывает уши, и ощущаешь, как разрежен воздух. Этнографические и фольклорные темы – излюбленные сюжеты Залимхана Индрисова.
Видно, как автор любуется обычаями и традициями своего народа и деликатно, исключительно силой своего художественного дара увлекает и зрителя присоединиться к этому тихому любованию. Посетители выставки смогут увидеть одну из самых архаичных художественных техник – энкаустику – возникшую еще в Древней Греции.
Мастера Помпей, анонимные авторы раннехристианской иконописи создавали свои произведения именно по этой методике. К слову, знаменитые Фаюмские портреты, наделавшие столько шуму в последние годы, — тоже относятся к энкаустике.
Председатель КабардиноБалкарского республиканского отделения ВТОО «Союз художников России» Жанна Канукова рассказала, что художников, творящих в этой технике, очень мало: «Во всяком случае, на Кавказе Залимхан Индрисов был единственным.
Он изучал старые книги, различные источники, рассказывающие об энкаустике. Сам изготавливал краски. Это очень трудоемкий процесс: смешать пигменты с воском, высушить исключительно на солнце, высушенную краску снова растопить, снова смешать…
И такое повторяется трижды с каждым цветом. А работать нужно, пока краски горячие. Эта сложнейшая техника требует большой увлеченности, трудоспособности и беззаветного служения своему делу. И всем этим Залимхан Индрисов обладал в полной мере».
Елена Гергова