В Национальном музее КБР открылась выставка художницы из Сочи Фатимы Ачмиз «Лики прошлого».
По словам директора музея Феликса Накова, выставка – оно из мероприятий, приуроченных ко Дню памяти адыгов. Выступая на открытии вернисажа, народный художник КБР Анатолий Жилов заметил: «Это абсолютно перекликается с тем, что делается в нашей республике.
Глядя на эти работы, понимаю, что есть единое духовное пространство, которое объединяет всех адыгов, черкесов. И есть особая тематика, которая рано или поздно у любого художника, начинающего, маститого, все равно прорывается. И эта боль обязательно выходит в форме творчества… Это огромное событие, тем более в канун 21 мая, когда в нашей республике будет отмечаться День траура».
Фатима Ачмиз обратилась к зрителям: «Чего хочет каждый художник? Чтобы его работы отзывались. Мне очень хотелось, чтобы каждый из вас вспомнил хотя бы один день из детства, когда были бабушки, дедушки…» Возможно, так выглядит ностальгия. Словно припыленная временем, согретая и освещенная предзакатным солнцем. Воспоминания о детстве, о бабушках и дедушках. О том, что видел и любил, что пил, ел, чему внимал. И воспоминания о том, чего не довелось увидеть, но что передается неисследованным пока способом от предков к потомкам. С тем щипсом, который готовит соседская женщина, с тем плетнем, на который опирались спины и руки уже давно обитающих в лучшем из миров.
Материалы и технику, которые выбирает художница, будто созданы для тихого, нежного воспоминания. В деликатности этих работ есть что-то от японского изобразительного искусства. Во всяком случае адыгские индюки — то ли настроением, то ли той самой, словно выгоревшей цветовой гаммой охры, отправляют нас к японским уткам Хокусая и Хиросигэ. А тему скорби и памяти о предках Фатима решает с помощью русского соуса – особенного средства выразительности благодаря своему характерному черному тону.
Этот художественный материал на основе продуктов сгорания с добавлением мела, глины, растительного клея, считается исконно русским и используется художниками не так часто. Художница выбирает технику «посырому», когда мелок соуса доводится до состояния порошка и смешивается с водой. Это придает образам зыбкость, размытость, некую динамику перехода из реального мира в потусторонний. И здесь снова возникают аллюзии на японцев – на монохромную акварельную технику суми-э.
В этом удивительно печальном исполнении плывут люди по реке в лодочках. И автор объясняет, что на черноморском побережье адыги выкладывали камнями могилы своих умерших именно в форме таких лодок. Но рядом с темой печали соседствует тема музыки и красоты. Не зря председатель местного отделения Союза художников Жанна Канукова делилась своими впечатлениями о выставке: «Зайдя сюда и просмотрев все работы, услышала песню. Вот сейчас наверху проходит выставка Ибрагима Занкишиева – там льется песня любви к балкарскому народу. А в этом зале разливается песнь любви к адыгскому народу. Фатима, эту песню поёте вы кистью, поёте великолепно, ее слышно, ее видно, спасибо вам большое за это».
Алёна Мякинина, фото автора