Нальчик

Музыкальный вкус «Чёрного яблока»

Группа «Кафедра» презентовала в Нальчике, в «Акрополе», альбом «Чёрное яблоко». Музыкальное мероприятие такого формата столица КБР не видела давным-давно, а возможно, и никогда. Тем более в реактивный век, когда большие формы выглядят тяжеловесно и воспринимаются как анахронизмы. Несомненно, альбомы выпускаются, но все реже и преимущественно представителями внемейнстримовской гильдиии. Попсовики предпочитают синглы. Альбом в современном музыкальном пространстве – это признак некоего эстетства. Озадачиваться такими монументальными решениями мало кто хочет. То же самое можно сказать и про материальные носители музыкальной информации. И все же любой уважающий себя меломан, а тем более аудиофил, предпочтет иметь диск, пластинку, бобину, кассету.

А диском «Чёрное яблоко» в талантливом оформлении, идеального оттенка тёмной сепии, так приятно поставить на полку или спрятать в коробочке. Тем более что тираж весьма ограничен – а это всегда дополнительный плюс для коллекционера.

Газета «Нальчик» уже писала о победе «Кафедры» на «Repbazafest-2021», о высокой оценке Ольгой Кормухиной, Алексеем Беловым творчества группы. Именно в легендарном байк-центре Sexton «Кафедра» исполнила две композиции из нового проекта. Но для презентации альбома целиком лидер группы, автор текстов и музыки Эльдар Омаров, выбрал родной Нальчик, хотя уже давно живет и работает в Москве.

«Черное яблоко» — альбом из 14-ти опусов. Если сравнивать с книгой, это тяжёлый черный фолиант с состаренными страницами, изумительной красоты буквицами из кириллической вязи. С иллюстрациями, старинными гравюрами и стертыми картами. «Чёрное яблоко» — это путешествие, славянское фэнтези, где каждая глава – приключение и бой, в том числе с самим собой. Где лирический герой — путник, странник, солдат, шут… Тот обаятельный герой-одиночка, который лечит раны подорожником, пьет из родника, понимает язык зверей, деревьев, камней и дождя. Словарь поэта-песенника богат и изощрен. Автор питает слабость к архаизмам и терминам. Так что неподготовленному слушателю, возможно, придется обращаться за толкованием в сеть. Это именно та романтика, которая актуальна во все времена, независимо от государственного строя и привязок к календарю. Герой альбома – мятежная натура, лирик в черном капюшоне, верный внутреннему пониманию чести и совести. Его представления о мужском поведении старомодны и прекрасны. Он всегда на стороне справедливости, чести и достоинства, хотя в цветовой гамме его одежды и настроения и преобладает черный цвет.

Магический антураж — росомахи, совы, волки, вороны, чучела, трясины, чащи, шуты, скоморохи, мёд, кислота земли – тот самый нуар, который неизменно отзывается в сердцах поклонников романтической литературы и русского рока. Герой «Чёрного яблока» — борец-мыслитель, по стоянно рефлексирующий, готовый бросить вызов всему миру. Он наследник лермонтовского Демона, Сокола Горького, Последнего героя Цоя. Как Айвенго Высоцкого, он пытается разобраться, кто он – «трус иль избранник судьбы». И, конечно, здесь есть место любви.

На концерте-презентации Эльдар признался, что композиция «Небо или ад» посвящается жене. В песне его возлюбленная – верная спутница, которая просто любит и делит с ним любую данность, не задавая лишних вопросов. Что касается музыкального воплощения, это русский рок в лучшем его проявлении, помноженный на омаровский мелодизм. Композитор обладает редкой способностью создавать иллюзию одновременного рождения музыки и текста. Его композиции похожи на легенды и былины, которые не существуют вне музыки, а их разделение неизбежно приводит к утрате вау-эффекта. Фишка Эльдара как исполнителя в слиянии сказовой манеры, когда непонятно, да уже и неважно, поёт он или повествует, и фирменной хрипотцы. Исследователям воздействия различных тембров на человека пока не удалось однозначно ответить, почему хрипотца в мужском голосе так волшебно влияет на слушателей.

Надежная основа в виде уверенных партий опытного нальчикского барабанщика Сергея Марковского плюс им же прописанный бас сливаются в образцовую ритм-секцию. Соло Али-Бека Кучмазокова отправляют нас в такие небесные кущи, откуда не хочется возвращаться. Слава Али-Бека как одного из самых «высоко летающих» в прыжках исполнителей национальных танцев преследует его и в музыке. Ощущение абсолютно свободного парения, иногда радостного, иногда одинокого и тоскливого, но всегда приподнимающего тебя над самим собой, добавила композициям аэростиля. В целом это весьма жёсткий, плотный саунд, с ярко выраженным мужским характером. Но есть в нем и нежность, и лирика, еще более трогательные на фоне железа. В альбоме есть магия хитовости. Вещи ложатся на ухо и сердце, отзываются и заводят, даже если ты не являешься поклонником этого направления.

Алёна Мякинина