В Балкарском театре состоялся вечер памяти Рамазана Геляева и презентована книга «Рамазан Геляев: в жизни и на сцене», вышедшая в Издательстве М. и В. Котляровых.
Рамазан Геляев – первый профессиональный балкарский режиссер, драматург, автор пьесы «Кровавый калым». Уже этого с лихвой хватило бы, чтобы стать избранным в истории балкарского народа. Но Рамазан Геляев снискал себе славу и как доблестный воин, который, отказавшись от брони, ушел на фронт добровольцем, воевал в составе легендарной 115-ой Кавдивизии и погиб, защищая село Большая Мартыновка.
Автор-составитель данного издания, театровед и журналист Асият Саракуева объединила в книге материалы из самых разных источников. Это и воспоминания современников и родственников, и критические статьи о первой народной балкарской драме «Кровавый калым», и архивные документы, рассказывающие об учебе в ГИТИСе, о воинском пути Рамазана Геляева.
Книга изобилует богатым фотоматериалом, дающим представление не только о жизни и творчестве Рамазана Геляева, но и о культурной, в частности, театральной жизни балкарского народа довоенных лет. Уроженец Верхней Балкарии, Рамазан Геляев прекрасно учился, проявлял склонность к творчеству.
В начале 30-х годов в составе Балкарского хора ездил в Москву. Тогда балкарские певцы заняли почетное третье место среди вокальных коллективов Советского Союза. Месяц экскурсий, походов в театры вдохновил Рамазана связать свою жизнь с драматическим искусством. В 1935 году в Нальчик приехал профессор ГИТИСа Илья Яковлевич Судаков, чтобы набрать балкарскую актерскую студию и студента-режиссера, которым и стал Рамазан Геляев.
30-31 мая 1941 года в Кабардино-Бал карском госдрамтеатре прошли премьерные показы «Кровавого калыма». Удивительное совпадение: первый балкарский режиссер и драматург Геляев погибает на фронте в 1942 году, и его детище «Кровавый калым» гибнет в том же году при бомбежке театра.
Долгие годы пьеса оставалась лишь в памяти артистов и зрителей. Только в 1994 году актер Исса Жантуев, участвующий в той самой постановке 1941 года, восстановил примерный текст пьесы и опубликовал его в журнале «Минги-Тау».
Однако, по словам Асият Саракуевой, сохранившаяся премьерная программка и газетные публикации, в том числе рецензия профессора ГИТИСа М. Григорьева, идут вразрез с восстановленным текстом. Это касается и персонажей, и сути самого конфликта.
В драме Геляева дочь богатых родителей полюбила бедного. В версии Жантуева главная героиня – дочь бедных родителей, которую насильно отдают за богатого. Тем не менее 16 мая 2022 года в Балкарском театре была осуществлена беспрецедентная акция. По инициативе Асият Саракуевой, режиссер Магомед Атмурзаев поставил первую сцену «Кровавого калыма». Кроме того, ансамбль «Балкария» совместно с труппой Балкарского театра воссоздали свадебный обряд, который вспоминают все, кто видел пьесу.
Первая в своем роде реконструкция содержит в себе нюансы, неочевидные на первый взгляд. Однако Асият Саракуева поделилась с нами, как бережно в постановке были использованы аутентичные моменты. Например, в тот вечер главной музыкальной темой была выбрана песня «Голлу», которую когда-то напевал сам Рамазан Геляев. Актриса Маржан Кудаева, исполнительница роли Жансурат в том самом спектакле 1941 года, восстановила в своей памяти мелодию, о чем свидетельствует архивная аудиозапись 1993 года.
Елена Гергова