Нальчик

Воображариум писателя Джейка

4 июня в Темиркановском зале КБГУ прошла премьера – студенческий театр «Занавес» представил спектакль «Женщины Джейка» по одноименной пьесе американского драматурга Нила Саймона. Режиссер-постановщик – Мадина Докшукина.

Это камерная пьеса, которая, по замыслу автора, происходит в квартире заглавного героя «и в его богатом воображении». Джейк успешный писатель в возрасте 50+, пытающийся разобраться в своих отношениях с женщинами, которых любил он и которые любили его: первая жена, вторая жена, дочь, сестра, психотерапевт, любовница…

Кто-то из них вполне реален, кто-то является только тогда, когда Джейк вызывает их силой своего воображения. Сложная разговорная драма (или, скорее, драмеди) сыграна восемью актерами, из которых ни один не является профессиональным артистом. Эта работа – настоящий вызов как для театра, так и для зрителя. Астемир Балкаров, который уже знаком аудитории по спектаклю «Весь Шекспир за один вечер», создал образ глубокий, многоплановый и неоднозначный. Даже если не знаешь биографических подробностей, чувствуется, что в образе Джейка много авторского «я» драматурга Нила Саймона, но и актеру удалось превратить героя в свое альтер-эго. Для этого артист использует целую палитру средств, которые дают зрителю ощутить его борьбу с героем, его попытки понять Джейка и принять его. Помимо харизмы и изящного юмора, Астемир способен в одной сцене продемонстрировать широкий спектр эмоций, подчас противоречивых: от растроганности до раздражения, от самоуверенности до испуга. Кроме того, чисто технически это очень сложная работа – почти три часа игрового времени (с одним антрактом на 10 минут), актер ни разу не уходит со сцены. Его партнерши создают калейдоскоп образов, в котором для каждой из актрис находится и время, и пространство, чтобы максимально ярко представить свою героиню: Карина Машукова (Мэгги), Марьяна Мисостишхова (Шейла), Ляна Халилова (Джулия), Алиса Кужонова (Карен), Юлия Василенко (Эдит), Алина Энеева (Молли в 21 год) и Инара Апажева (Молли в 12 лет). Последняя, кстати, является актрисой театра «Пересмешник», руководит которым тоже Мадина Докшукина.

Они являются в квартиру Джейка и его воображение без приглашения или по его же настойчивым призывам, вспоминают, упрекают, просят его о чем-то и бесконечно анализируют , что же с ним не так. Почему он не может просто быть счастливым, ну, или хотя бы спокойным?

У каждой из них свой счет к нему, зачастую довольно серьезный. И в этой круговерти постепенно проступает еще один женский лик, загнанный Джейком в самый дальний уголок души, лик, который и есть ключ к его проблемам, к его страху сближения, к тяжелой двери, что он повесил на вход в свою жизнь, да еще и задвинул засов.

Это образ его матери, голос которой так похож на его собственный голос. Наверное, этот внутренний голос и есть тот камертон, в котором он так долго нуждался и ради обретения которого стоило пройти через удар молнии, катарсис и чудо. Вообще саймоновский психоанализ (типичный для американской литературы ХХ века) про то, что «в воображении сидит еще одно воображение», блестяще передан в постановке «Занавеса», и поэтому спектакль становится очень важным переживанием и для зрителя, который находит ответы и отзвуки на собственные переживания. Поэтому Джейк неуловим и множественен: он словно бы превращается в того, кто следит за ним из зала.

Мадина Докшукина никогда не идет на поводу у зрителя, скорее, она бросает ему вызов и при выборе материала, и при выборе режиссерских трактовок. Еще одна важнейшая составляющая смыслового поля пьесы и спектакля – это вопрос о природе творческого процесса. Джейк не может ни на секунду отключить свое воображение еще и потому, что оно – его единственный рабочий инструмент.

Метаясь между фантазией и реальностью туда и обратно, принимая желаемое за действительное и наоборот, он зачастую и сам не осознает, что все это время он пишет новую книгу. И расплачивается за литературный успех своим истерзанным воображением. «Женщины Джейка» – это смелая и даже дерзкая, яркая, запоминающаяся вещь. Она так написана и так сыграна– без сглаживания углов и обходных маневров. Именно таким и должен быть театр – вызывающим, интригующим и сквозь все контексты невыразимо прекрасным.

Марина Битокова

Фото автора