В Национальном музее открылась персональная выставка Алика Хежева «Для чего плывут облака…»
Случайно или нет, но многоточие в названии вполне в духе мировосприятия художника. Это не тревожный вопросительный знак рефлексирующей личности. И не уверенная точка нашедшего ответ. Это спокойное созерцание.
Безоценочное, но любящее. Эдакий дыгулыбгейский дзен. Выступавшие на выставке отмечали особую скромность художника, неумение и нежелание пиариться. И этот будто не осознающий себя дар так очевидный внимательному зрителю. Его работы не требуют объяснений. Как не требует объяснений сама природа. Искусство Алика Хежева чисто и прекрасно в своей естественности и обыденной красоте. И в то же время это не фотореализм.
Алик останавливает нас около явлений и предметов, мимо которых, возможно, мы прошли бы. Или делится с нами именно тем ракурсом, именно тем преломлением лучей, именно той комбинацией контрастов и нюансов, которые наполняют сердце тихой радостью и покоем.
Сливы, мутно-фиолетовые, словно не вымытые, а вытертые о фартук или подол бабушки. Кабардинские пасторали с сельскими двориками, домашней живностью.
Ослик, обернувшийся, будто глядящий художнику, а значит, и зрителю, в глаза, рождающий есенинскую нежность ко всем братьям нашим меньшим. Плотник в заношенном свитере, мятых брюках, с большими руками кажется таким же спокойным и надежным, как и материал, с которым он работает – дерево. Деревья, облака – особая любовь Алика Хежева. Будь то рощи или берёзовое соло. Или даже фрагмент ствола и кроны, как если бы отдельного портрета удостоились изгиб шеи или торс девушки. Порой при ближайшем рассмотрении работы художника напоминают мозаику, где каждый мазок-фрагмент интересен сам по себе своим цветом, текстурой. И все это вместе будит в памяти и душе слова старой советской песни: «Звенит высокая тоска, не объяснимая словами. Я не один, пока я с вами, деревья, птицы, облака».
Алёна Мякинина