Нальчик

Городское образование – векторы развития

Завтра, 26 августа, в мэрии Нальчика состоится традиционное августовское совещание педагогов. Проблем, задач и достижений в сфере образования всегда много. Их сложно оформить в один доклад, пусть даже двадцатистраничный. Но главный докладчик мероприятия – и.о. руководителя городского Департамента образования Алим Амурбиевич Мальбахов обозначил нашему корреспонденту основные тезисы своего выступления.

НОВЫЕ МЕСТА – СТОПРОЦЕНТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ

– В первую очередь, хочется поговорить о материальной базе. Перед нами стоят задачи обновления и наращивания мощности инфраструктуры, которая должна обеспечить доступность качественного образования.

Так, в ходе реализации регионального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» нам удалось серьёзно расширить инфраструктуру дошкольного образования за счет строительства новых детских садов.

В 2019-2021 годах создано 840 дополнительных дошкольных мест для детей в возрасте до 3 лет за счет строительства 15 объектов дошкольного образования. До конца 2022 г. планируется завершить строительство и ввод в эксплуатацию 1 объекта дошкольного образования на 140 мест в микрорайоне Вольный Аул. В настоящее время обеспечена 100-процентная доступность дошкольного образования для детей всех возрастных категорий. В рамках регионального проекта «Современная школа» введена в эксплуатацию новая школа на 1224 места.

С 2022 по 2024 годы в городе будут построены еще 3 новые школы общей мощностью 3 800 мест. Строительство новой школы в районе Восточный на 1500 мест уже начато в текущем году. Ввод новых общеобразовательных школ позволит сократить численность детей, обучающихся во вторую смену в среднем до 2 тыс. человек.

Среди инфраструктурных решений, позволяющих расширить образовательное пространство учащихся, необходимо остановиться на создании центров образования «Точки роста».

В трёх школах городского округа созданы подобные центры (№№26, 16,20). В сентябре 2022 года планируется открытие еще одного центра в школе №15.

Успешным опытом инфраструктурного развития считаю созданный в прошлом году первый в республике школьный технопарк «Кванториум» на базе гимназии №4. Еще один школьный технопарк «Кванториум» откроется в этом году на базе 11-й школы, который будет функционировать по направлению «High Tech». К 2024 году планируется открыть третий школьный технопарк «Кванториум» на базе 27-й школы.

За предыдущие 4 года более 90% общеобразовательных учреждений обеспечены компьютерным и презентационным оборудованием, системами для организации онлайн-конференций в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» На базе 33-й школы создан центр цифрового образования «IT-куб».

На сегодняшний день в республике реализуется региональный проект «Модернизация школьной системы образования в Кабардино-Балкарской Республике», по которому проводится комплексный капитальный ремонт в здании гимназии №1. В следующем году капитальный ремонт будет в 8-й школе. Кроме того, нами проведена большая работа по подготовке заявок на включение в указанный проект 12 школьных зданий в 2024-2025 годах. По итогам реализации мероприятий проекта «Успех каждого ребенка» в школах №15, 16 и 20 произведён ремонт спортивных залов.

На их базе открыты и функционируют школьные спортивные клубы. Созданы новые места дополнительного образования, в том числе 11 образовательных учреждений оснащены средствами обучения, создано 14 лабораторий. В текущем году в прогимназии №75 и центре дополнительного образования «Эрудит» будут созданы 235 мест дополнительного образования за счет открытия мультипликационной и хореографической студий.

ГОРЯЧЕЕ ПИТАНИЕ И УЧЕБНИКИ – БЕСПЛАТНО

– На реализацию мероприятия по организации бесплатного горячего питания учащихся 1-4 классов в 2022 году предусмотрено 185 206,4 тыс. рублей. Горячим питанием охвачено 16 874 (100%) учащихся начальных классов. Средняя стоимость питания обеда (завтрака) в день на одного ребенка составляет 65,07 рублей. В дошкольных учреждениях 16 289 (100%) детей также охвачены горячим питанием.

Средняя стоимость питания в день на одного ребенка составляет 62,6 рублей. Из средств местного бюджета в текущем году выделены 24 381,1 тыс. рублей на выполнение установленных социальных гарантий в части бесплатного питания обучающихся с ОВЗ в школах и детей льготной категории в детских садах. Важно обеспечить родительский (общественный) контроль качества питания. В новом учебном году мы также продолжим практику муниципального общественного контроля за организацией горячего питания.

Продолжается работа и по обеспечению обучающихся бесплатными учебниками. В текущем году на приобретение учебников из республиканского бюджета выделены финансовые средства в размере 36 578,0 тыс. рублей.

Удалось приобрести 71 852 единиц учебников.

СТАТУСНЫЕ ШКОЛЫ –

Основным событием, определяющим обновление содержания общего образования в новом учебном году, станет переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения.

Учащиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы, будут учиться уже по этим стандартам. ФГОС третьего поколения считаются одними из наиболее конкретизированных и усовершенствованных, учитывающих опыт и недостатки прошлых регламентов.

Ключевой стратегией, которая должна определить успешное развитие общего образования, станет реализация в новом учебном году проекта «Школа Минпросвещения России».

Для государства этот проект обеспечит достижение глобальной конкурентоспособности российского образования. Для школьника – реализацию прав и раскрытии возможностей.

Для учителя – это возможность не только реализовать себя, но и осуществлять обучающую деятельность в особенной школьной среде, где совместные усилия школы, педагога и родителя направлены на раскрытие потенциала ребенка.

Алгоритм вхождения школ в данный проект предусматривает ряд этапов, с которыми ознакомлены участники образовательного процесса.

Статус «Школа Минпросвещения России» – это своеобразный знак качества, который говорит о том, что в школе сформирована экосистема с активным участием общества, родителей, детей, прозрачная и понятная всем участникам образовательного процесса. Для включения в данный проект в 2022-2023 учебном году определены 16 школ г.о. Нальчик.

ЕГЭ И ОГЭ – ПРОБЛЕМЫ ЕСТЬ

– Результаты государственной итоговой аттестации в текущем году показывают негативную тенденцию. В 2022 году экзамены в форме ЕГЭ сдали 1510 выпускников 11-х классов.

Средний балл ниже прошлогоднего показателя по русскому языку, физике, информатике, биологии, географии, иностранным языкам, обществознанию и литературе и выше прошлогоднего показателя только по математике профильного уровня и истории.

Увеличилось количество выпускников 11-х классов, не получивших аттестат.

По результатам основного периода 75 человек не преодолели минимальный порог по обязательным предметам.

Также снизилось количество 100-балльников. В текущем году 9 выпускников 11-х классов получили 100 баллов (2021 — 29, в 2020 — 17). Анализируя результаты ОГЭ в целом, можно говорить о том, что результаты этого года сопоставимы с результатами предыдущих лет. В 2022 году 146 выпускников 9-х классов не получили аттестат, что составляет 5.6% от общего количества (в 2021 году — 126 выпускников, что составляет 5,1 %, в 2019 году — 55 выпускников, что составляет 2,4%). Следует отметить, что, несмотря на активное информационное сопровождение экзаменов, остаётся проблема использования участниками средств мобильной связи, что влечет за собой удаления участников с экзамена, а также аннулирование работ за нарушения процедуры проведения экзаменов. В 2022 году 13 выпускников удалены с экзаменов, работы еще 6 аннулированы (в 2021 году 11 выпускников удалены с экзаменов, работы 9 выпускников аннулированы).

В ходе проведения ОГЭ удалены 34 выпускника (в 2021 году удалены 3 выпускника). Но год не провальный. Есть множество достижений. Есть победители конкурсов различных уровней, олимпиад. Эти достижения, безусловно, большая заслуга педагогов, истинных наставников. Хочется поблагодарить их за неформальный и ответственный труд. С

ледующий год для нашего профессионального сообщества станет особенным и насыщенным. 2023 год — год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского — объявлен Годом педагога и наставника. Сегодня педагоги создают мир, в котором мы будем жить завтра.

В преддверии нового учебного года желаю им здоровья, профессиональных успехов и жизненного оптимизма!