К 100-летию Кабардино-Балкарии в числе многих других объектов откроется и отреставрированное здание ТЮЗа. Именно такое название «здание ТЮЗа» – теперь чаще звучит в релизах. Нужно ли в будущем указывать в скобках, что это бывший Танцзал?
В книге «Годы, события, люди» Константина Эфендиева, проработавшего с 1963 по 1987 годы министром культуры республики, особая глава посвящена нальчикскому Танцевальному залу: «…в сжатые сроки на оживленном, исторически знаменитом месте Нальчика – в садике Свободы был построен и в 1971 году открыт великолепный Танцевальный зал. Это был второй в России и Союзе Дворец танца (первый был построен в городе Туле)». Далее о том, что здесь проводились разноплановые культурные мероприятия и что «в Танцевальном зале парка по инициативе ветерана классического балета Музыкального театра Юсуфа Магомедовича Эминова была создана школа современного бального танца, куда устремились городские дети» и т.д. То есть это объект со своей историей.
Так почему мы сейчас говорим «отреставрированное здание ТЮЗа», не оставляя прежнее – Танцевальный зал? Тем более, если имеем в виду проект в контексте сохранения исторического облика города. К тому же декоративное панно «Танцующая пара» на здании служит прямой отсылкой к танцам. Понятно, что здесь долгое время находились (но не выступали) артисты ТЮЗа. При этом входили они в здание, в буквальном и переносном смысле, не с парадной стороны. Их спектакли в последнее время ставились на сценах других зданий (ГКЗ, Балкарский театр и т.д.). Лишь новогодние благотворительные утренники проходили здесь.
В самых стеснённых условиях Театр юного зрителя продолжал работать на совесть. То, что он заслужил хорошее постоянное «место жительства», вопросов не вызывает.
Муниципальное учреждение не могло столь долго оставаться бесприютным. И закрепить за ним здание в центре города – отличное решение. Но возникает другой вопрос: насколько подходит это здание театру? Более конкретный вопрос звучит так: «Отреставрированное здание – больше театр или больше танцевальный зал?» Есть ли там кулисы, артистические уборные, репетиционный зал? Если есть просто «универсальная» сцена и ничего специфического для театра, то не лучше ли оставить прежнее название? Тем более, если предполагается, что там будут показывать не только спектакли ТЮЗа.
Комментирует архитектор, автор реновации здания
Мурат Гукетлов: – Конечно, перед тем как приступить к работе, мы определили, какие функции этот объект должен выполнять. В первую очередь, понимали, что ТЮЗ после реставрации там должен чувствовать себя комфортно.
Мы постарались создать условия, в которых театр мог больше экспериментировать, перенимать новые подходы к театральным постановкам, по-новому организовывать пространство. Например, сцена сборная-разборная.
Её можно разместить в любом месте основного зала – в центре, с краю, у окон. И, соответственно, по-разному распределить места для зрителей. Но мы думали не только о театре. В современных социокультурных условиях существование такого здания под один лишь муниципальный театр не актуально.
Сейчас в городе есть необходимость в площадках, где можно проводить воркшопы, семинары, лекции, выставки современного искусства и т. д. Подобные мероприятия можно устраивать в репетиционном зале отреставрированного здания на цокольном этаже. «Здание ТЮЗа» скорее рабочее название. Может, оно и закрепится за ним, но, по сути, это культурный центр.
Марьяна Кочесокова