Нальчик

Эту душу мы и хотим показать

Национальный музей КБР представил две экспозиции, приуроченные к 100-летию государственности Кабардино-Балкарии. Одна из них — выставка подарков-сувениров, преподнесённых к юбилеям республики. В её основе предметы из фондов музея, не только отсылающие к определённым памятным датам в истории КБР, но и передающие своеобразие регионадарителя. В зале представлены сувениры, изготовленные мастерами из Москвы, Дагестана, Ставропольского края, Чечни, Ингушетии, Калмыкии. Это резьба по кости, стекло, фарфор, кожа и т.д.

 

Другая экспозиция – часть большой выставки «Кабардино-Балкария: путь через века», которая в расширенном формате будет представлена в Государственном центральном музее современной истории России в Москве в дни юбилейных торжеств.

Замдиректора Национального музея по научной работе Ирина Хашева рассказала: «За эти сто лет столько всего произошло: смена эпох, политического строя. Но мы решили не ограничиваться одним веком. Выставку формировали с ориентиром на Москву. Москвичи и гости столицы наверняка мало знают о нашей истории, культуре, поэтому акцент был сделан на путь, который народы республики прошли через века.

Столетие – только страница истории — будет представлено в одном зале. А выставка в полном объёме разместится в пяти залах». Это будут документы, фотоматериалы, предметы археологии, холодное оружие, конская упряжь, элементы мужского и женского костюма народов Кабардино-Балкарии. Кроме того, работы современных мастеров: войлочные ковры, арджены, бурки, папахи, ювелирные изделия, произведения искусства скульпторов, художников и т.д.

«Для понимания нашей республики сегодня необходимо начать с корней, — считает генеральный директор Национального музея Феликс Наков. — А корни эти уходят очень глубоко, поэтому мы и говорим об археологии. Когда мы показываем традиционный орнамент, он отсылает нас к древнейшим периодам человеческой истории – эпохам камня, бронзы, где эти образы зарождались. А сейчас мы видим их в технике золотного шитья, ювелирного искусства, изготовления кийизов, тиснения по коже.

Наблюдаем, как предметы быта, изначально просто утилитарные, постепенно становятся произведениями искусства. Народные мастера, работая над ними, действительно вкладывали в них душу. Эту душу мы и хотим показать».

Экспонаты выставки уникальны. Каждый из них заслуживает отдельного исторического и искусствоведческого экскурса. Чего только стоят подлинники рисунков князя Григория Гагарина, посвятившего изображению Кавказа и горцев значительную часть своего творчества. Или предметы, которыми пользовались наши предки, жившие несколько веков назад. Например, оригинальный черкесский панцирный доспех XVII-XVIII веков. С более плотным в области корпуса и менее плотным в остальных частях плетением, уменьшающим вес, но увеличивающим защищённость по принципу бронежилета.

Каждое кольцо кольчуги не только склёпано, но и сварено, а всего колец порядка сорока тысяч. И княжеская стрела, о чём свидетельствует её белое оперенье. И лук, созданный по композитной технологии: центральная часть из дерева, верхняя обклеивается сухожилиями, внутри пластина из рога. Именно адыгский вариант лука плюс черкесское высокое седло, также представленное здесь, позволяли свободно двигаться, атаковать на скаку в любую сторону. Потрясающие кийизы – знаковые изделия для культуры балкарского народа. И валяные в единой системе. И аппликативные, когда орнамент вырезается и вшивается. Эта мудрая с точки зрения экономии и стильная с точки зрения дизайна, будто в фотографическом принципе «позитив-негатив» технология вызывает восхищение.

Обо всём этом нам рассказывает Феликс Наков, умеющий заинтересовать любопытными фактами о каждом из экспонатов. Но будет ли у московских посетителей выставки возможность получить эту уникальную информацию? «Экспозиция займёт порядка 300 квадратных метров выставочной площади.

Будет и необходимый этикетаж с аннотациями, отсылками к художественной литературе, историческим источникам. Развернём всю информацию самыми разными средствами», — пообещал генеральный директор Национального музея КБР.