Еврейская колонка – место, где творилась особая история. История, овеянная шлейфом тайн, ставших байками и ушедших в широкие массы, дабы стать вдохновением для творчества многих писателей. Книжка, которая попала мне давеча в руки, рассказывает хроники иного сорта. Это достоверная история жизни человека, запечатлевшего расцвет и упадок Еврейской колонки, рассказанная от первого лица. Небольшое издание в мягкой обложке — летопись Колонки от начала её зарождения — времён основания крепости Нальчик — до исхода её обитателей в Израиль.
Еврейская колонка – место, где творилась особая история. История, овеянная шлейфом тайн, ставших байками и ушедших в широкие массы, дабы стать вдохновением для творчества многих писателей. Книжка, которая попала мне давеча в руки, рассказывает хроники иного сорта. Это достоверная история жизни человека, запечатлевшего расцвет и упадок Еврейской колонки, рассказанная от первого лица. Небольшое издание в мягкой обложке — летопись Колонки от начала её зарождения — времён основания крепости Нальчик — до исхода её обитателей в Израиль.
Автор книги Валерий Амир (Иванченко) откровенно и без прикрас знакомит нас с историями из жизни своего народа на примере друзей и близких, их повседневным бытом, традициями и жизненным укладом от рождения до смерти.
Многочисленные фотографии из архива и личной коллекции автора дают возможность наиболее ярко представить жизнь еврейской общины. Заключает сборник из двенадцати глав автобиографическое произведение “Как я стал предпринимателем”.
Вот некоторые фрагменты обаятельной еврейской истории, не лишённой юмора и драматизма, как и многие другие рассказы собрания. «… Чем лучше жила Колонка, тем ниже опускался уровень благополучия моей семьи. Я, завуч школы, и жена, врач, — вместе мы получали около 500 рублей в месяц. Мы медленно погружались в бедность, граничащую с нищетой. … Мой младший сын Юра пошёл в первый класс в 1988 году. Ему и его старшему брату, второклашке Вове, мы давали по десять копеек на буфет. Придя со школы, Юра, глядя мне прямо в глаза, спросил: “Папа, а что, мы самые нищие в Колонке? У всех ребят по рублю, по три рубля, а у нас по 10 копеек?” Он употребил именно это слово “нищие”, как обухом по голове. … И я ответил так же честно: «Сынок, в этой стране учителя и врачи — самые нищие люди, что поделаешь”. И тут же получил: “Так займись бизнесом, как все нормальные люди». На следующий день меня обрадовала жена, сказав: “Несмотря на все наши предохранения, я вновь беременна, и у нас будет дочь, я уверенна! Я дам ей имя твоей мамы — Нина. Но у меня есть условия. Ты бросишь курить немедленно! До рождения дочери ты соединишь времянку с домом, причём все удобства будут внутри дома! И, наконец, ты уйдёшь с должности завуча и станешь зарабатывать как все евреи!” …
В тот же день я бросил курить, разметил фундамент пристройки кухни-столовой и комнаты мальчиков. За неделю вырыл траншею, поставил опалубку, залил его сам бетоном. … Директору школы я сообщил, что ухожу с должности завуча, чем ввёл его в шоковое состояние. Но он понял меня, уговорил остаться учителем на ставку. … Мы с Геной открыли фирму “Шарик”. Наняли грузовик, привезли сто собачьих шкур. …Из ста шкур я умудрился сшить сто двадцать шапок. В сентябре я получил свой первый гонорар: с одного вложенного рубля я получил сто рублей прибыли. И завертелось колесо. … Как-то моей жене захотелось иметь лисий полушубок, ведь мы теперь могли это себе позволить.
Первым, к кому мы обратились был Миша, родной дядя Томы, т. к. он работал по заготовкам. Но он мне отказал, сказав, что собирает лис на полушубок своей старшей дочери Лине. … Я решил идти к Володе, но по дороге зашёл к Гене. Он отговорил меня идти к Володе и сказал: “Пойдём к твоему поставщику Коле Ягудаеву.
Я знаю, ему охотники всю зиму лис приносят, он их выделывает потихоньку, а летом шьёт шапки”. Мы отправились к Коле, и Гена произнёс сакраментальную фразу: “Жена нашего друга Валеры Тома хочет сшить лисий полушубок. Коля, надо помочь другу”. После секундной заминки Коля со словами: “Что нам лисы?! Хлам, если хочет жена друга!”, — притащил пять мешков выделанных лисьих шкур. … Жизнь катилась своим чередом и докатилась: уехали один за одним мои партнёры, инфляция пожирала упавшее производство. …Ребята, работавшие на норковых шапках, подарили мне кучу норковых хвостиков, а шубники — мешок треугольных вырезок от нутриевых животиков.
Я смачивал хвостики, сшивал их на скорняжке и делал из этого элементы лицевой стороны шапки, а на изнанку шли нутриевые животики. Получились красивые и дорогие шапки за бесплатно. Это был чистый заработок, который позволил мне прожить последний год моей жизни в России и благополучно уехать в Израиль. …
Со стороны отца моя бабка православная гагаузка, дед хохол, уехавший на Алтай по Столыпинской реформе, ставший писаться русским; другие мои бабка и дед-раввин — горские евреи. Кто я и как связан с Россией и родным Кавказом? Я рвал свои связи с взрастившей меня землёй и уезжал в неизвестность, как тысячи моих соплеменников! Не было страха, не было ненависти, только боль от неизбежного. Свою историю я направил в это русло и не жалею!».
Книга Валерия Амира заставляет переживать и удивляться, тосковать и улыбаться. Автор умело передаёт свои эмоции, многие легенды и “страшилки” ещё совсем недавнего нашего прошлого обретают вполне реальные очертания. Эта книга, несомненно, увлекательна для всякого жителя Нальчика и республики.
Мира Амирова