Нальчик

Всё будет в порядке

В эти дни в мэрии Нальчика разрабатывается дизайн-код. Это значит, что скоро в нашем городе визуального шума станет меньше, а комфорта и привлекательности – больше.

АРХИТЕКТУРА В УНИЖЕННОМ СОСТОЯНИИ

За пояснениями мы обратились к главному архитектору Нальчика Аслану Бидову, который сразу и сказал: «Дизайн-код – это больше про чистоту фасадов, а не про стилистику или колористику вывесок. Мы не собираемся навязывать некий единообразный облик. Наша первоочередная задача в этом направлении – убрать всё лишнее. А лишнего много. Например, предприниматели часто путают рекламную вывеску с вывеской информационной, и, помимо названия объекта, мы видим на фасадах и номера телефонов, и контакты в соцсетях, и суммы скидок, и расписанные в деталях виды оказываемых услуг, или же весь ассортимент товаров. Окна часто превращают в баннеры, а вход загромождают непонятными конструкциями.

Устанавливают, к слову, козырёк, которого в проекте не было. Для хозяина объекта это, возможно, функционально и в его понимании красиво. Но в целом это портит облик здания. И его вкус может не совпадать со вкусом хозяина соседствующего магазина или кафе. Получается фрагментарное оформление торгового ряда. Каждый на своём участке творит что может и как может. За счёт этого мы на сегодня имеем архитектуру в униженном состоянии». В рабочем порядке специалисты определили четыре пилотные улицы, на которых будет внедрён дизайн-код. Это Кабардинская, проспекты Ленина, Шогенцукова, Кулиева.

В составе рабочей группы приглашённый архитектор, руководитель проектной группы «КОД» Анастасия Конарева, которая имеет успешный опыт внедрения дизайн-кода в других российских городах. Бидов также поясняет: «Каждая вывеска имеет свой технический и моральный срок устаревания. Если мы сейчас проведём ревизию, то, скорее всего, устаревшими окажутся 70-80 процентов общего объёма. И это уже основание для требования их обновления. И вот это обновление должно пройти в соответствии с созданным дизайн-кодом. Нами будет установлен регламент, которому будет следовать бизнес-сообщество.

На самом деле это облегчит задачу предпринимателю – не придётся самому что-то придумывать, надо будет просто следовать инструкции. Ему объяснят, что в правовом поле нельзя путать понятия рекламы и вывески. Подскажут, на какой оси, какой высоты должна быть вывеска. Вот и всё. Когда очистим от визуального мусора улицы, дальше можно подумать и о стилистике, и о брендировании региона посредством дизайн-кода. Мы трезво подходим к этому вопросу и понимаем, что надо работать поэтапно. А не то со множеством требований ко всему за раз, мы нужного результата не добьёмся». Фотомонтаж, иллюстрирующий эффект применения дизайн-кода (фото 1, 2)

БУДЕМ КАК ЛЕДОКОЛ

Дальней перспективой озабочен другой член рабочей группы по созданию дизайн-кода, архитектор Астемир Шинахов, представляющий Институт развития города «Платформа». С ним мы прогулялись по пешеходной части улицы Кабардинской, где специалист наглядно показал, что так и что не так. «Если подойти глобально, то дизайнкод – это создание узнаваемого облика города. – говорит архитектор. – Вот мы идём по этой улице.

Сфотографируйте любой фрагмент с вывесками, подпишите, что это не в Нальчике, а где-то в Твери, Екатеринбурге или в каком-то другом городе, мало кто оспорит. В них нет ничего, что выдавало бы Нальчик. У города должно быть своё лицо. Надо дизайн-кодом задать некую идентичность. Этого можно добиться и материалами, из которого будет делаться вывеска, и шрифтами, и колористикой. Это очень сложный процесс, но за это надо браться. Но первый шаг внедрения дизайнкода – очистка фасадов. Визуальный мусор угнетает. Многие просто не понимают, откуда этот «гнёт».

Помните, на углу Кулиева и Ленина была торговая точка? Её убрали – и там уже дышится по-другому. Нет уже развешанной повсюду рекламы, всё аккуратно. Пройдитесь туда и чисто по ощущениям поймёте, как важен дизайн-код». В начале улицы Кабардинской есть дом с памятной доской, гласящей, что здесь жил активный участник революции, гражданской войны и социального строительства Назир Катханов, а рядом вывеска «НИЖНЕЕ БЕЛЬЕ, ПИЖАМЫ, КУПАЛЬНИКИ».

На вопрос «будет ли регулировать подобные несуразные соседства дизайн-код» Шинахов отвечает: «Никаким законом, предписанием на сегодняшний день подобное не регулируется. И дизайн-код не станет в одночасье решением всех проблем. Ультимативно говорить предпринимателям что-то нельзя, не ссылаясь на официальные документы. Надо находить общий язык, общие интересы. Мы уже общались с некоторыми предпринимателями. Многие только за. Но есть и те, кто против. Мотивации, то есть прибыли с этого, у них нет. Вот светящиеся вывески. Тоже проблема. Я не против вывесок, которые правильно подсвечены. Но гирлянды должны быть уместны, а бегущей строки вовсе не должно быть. Плохи и световые коробы. Названия заведений в идеале должны быть выведены 3D-буквами на стене без подложки. Такую вывеску мы тут видим только вон в том угловом кафе. Но на некоторых объектах чисто технически невозможно это сделать.

Есть проблемные точки, где нужен индивидуальный подход». Некоторые названия заведений такие непонятные, что без перечисления на фасаде предлагаемых ими товаров и услуг, ничего не поймешь. На это замечание архитектор отвечает возмущением: «Но «МакДональдс же не расписывал на фасаде всё, чем он торгует!» Похоже, будет сложно. Но Шинахов говорит: «Когда строили парк 100-летия, были люди, которые говорили, что всё не то и всё не так. «Это будет ужасно смотреться», «зачем бетон?», «зачем белое здание посреди всего этого?» — куча недовольств и вопросов в наш адрес. А когда завершили строительство, эти же люди говорили: «А что, неплохо получилось». И в этот раз будет так же. В нашем деле надо как ледокол пробиваться. Если мы доведём дело до конца, не отвлекаясь на несправедливые выпады, то даже сами предприниматели будут потом благодарны. Потому что почувствуют, насколько в городе стало лучше».

Марьяна Кочесокова