Как провести свободное время – это выбор всех и каждого. Понятно, что работа может сказать о человеке многое, но не всё. Помню, в годы моей молодости (она пришлась на 70-80-е годы прошлого века), почти все парни посещали дискотеки. Задача у всех была одна, а форма реализации разная. Одни танцевали с девчонками, вешая лапшу на уши. Остальные действовали в формате «Нам танцы не надо, мы драка ждём». С тех пор мало что изменилось.
Человечество всегда любило посоревноваться в викторинах. Ведь здесь ценятся не только чистые знания (хотя куда без них). Важнее скорость принятия решения, умение строить логические цепочки, предлагать идеи и слышать партнёров. «Что? Где? Когда?», «Сто к одному», «Брейн-ринг», «Счастливый случай»… Вариантов викторин великое множество.
Сейчас в тренде «МЗГБ». Это не аббревиатура. Это просто стоящие подряд согласные буквы из слова «мозгобойня». Пару недель назад я случайно попал на одну из игр «МЗГБ». Попросили поучаствовать, согласился. Выступили так себе, большого удовольствия не получил и решил, что больше участвовать не буду. Блажен, кто верует. Через пару дней на неофициальной встрече с друзьями «за рюмкой чая» рассказал о неудачном опыте и обещании «полного игнора», но понимания не встретил.
Если все заявленные друзьями аргументы собрать воедино, то получится каша в потоке сознания — мы лучшие; создадим команду из мужчин, родившихся в шестидесятые; надо молодёжь учить; хлопнем всех на опыте. Уверенность в окончательном успехе была насколько велика, что один из будущих «членов концессии» посетовал, что в состав приза входят молочные продукты, а не часть призового фонда. На этом шапкозакидательском настрое мы и зарегистрировались. Как говорится, выиграем молочишка.
Правда, я настойчиво уточнил, что иду в основном для написания репортажа в газету, но по возможности помогу успешно выступить. Когда началась церемония представления участников, стало ясно, что здесь своего рода «закрытый клуб». Все знали всех. Названия у команд в один ряд не выстраивались. Была команда «Вежливые люди». Ещё «Бегущие по лезвию» — непонятно, речь о ноже или бритве. Одна из команд создала название из шести двузначных чисел. Цифр много, но они не подходили ни к размеру обуви, ни к группе крови, ни к объёму талии. Наверное, это единственная команда, название которой не смогу вспомнить и повторить. Мы же со своим особо не заморачивались. Соединили в одно слова первые буквы фамилий «отцов-основателей» — «ШекКард».
Простенько и с тайным умыслом. Старичкам свойственно всё забывать, а тут заглянешь в паспорт — и вспомнишь. Потом началась игра, и победный настрой стал постепенно снижаться. Как же много в нашем мироощущении зависит от обстоятельств. Помните анекдот про аттестацию в министерстве внутренних дел? Каждый полицейский заходил в кабинет и получал задачу: лежащие на столе шар, куб и пирамиду засунуть в дырки в стене в форме круга, квадрата и треугольника. Подводя итоги, генерал заявил: — Тестирование показало, что у нас служат 10% умных и 90% сильных. Я всегда считал, что тестирование хуже экзамена по билетам. Но во время музыкального тура так захотелось, чтобы был выбор из четырёх вариантов ответа. Может, мы бы оказались сильными.
Представьте, главная мысль команды – давайте напишем какого-нибудь исполнителя. Какого? Как мы обрадовались, когда на седьмом вопросе угадали голос Кристины Орбакайте и обычный ноль превратили в единицу. Была в своё время модной деловая игра «Если бы я был директором…» Там представители из числа рабочих и служащих разных профессий и разного опыта предлагали пути модернизации. Причём выглядело всё узконаправленным. Женщины из заводского пищеблока предлагали разнообразить меню, а уборщики территории настаивали на увеличении количества мусорных урн. Понимаю, что рискую быть причисленным к этим «специалистам», но выскажу парочку претензий.
Думаю, целесообразно заполнить перерывы между турами, которые необходимы для проверки анкет с ответами и формирования турнирной таблицы, чем-то занимательным. Это может быть анекдот от одной из команд. Или танцы. Вариантов много. Кроме того, все игроки нашей команды неплохо разбираются в футболе (а некоторые — даже очень хорошо). И тот факт, что вопросов на футбольную тематику не было, дало нашим соперникам неконкурентное преимущество. Надеюсь, все поняли, что всё сказанное шутка. Хотя в каждой шутке есть существенная доля правды. А вот что понравилось.
Пойдём по пунктам. Первое. Представители проводящей организации ненавязчиво, но очень твёрдо запрещали пользоваться сотовыми телефонами во время объявления вопросов. За всеми, конечно, не уследишь, но попытка идёт в зачёт. Второе. «Мозгобойня» разнообразна – есть «классическая» викторина, есть «музыкалка», есть «детский день»… Третье. Разнообразная локация. Я уже побывал на играх в кафе «Дель Мар», в ресторане «Сфера». Теперь получил предложение на выездную игру в Приэльбрусье.
Всё больше мест – хороших и разных. Четвёртое. В нальчикской «Мозгобойне» ведут статистику. В конце года ожидается игра в формате «Лиги Чемпионов», куда будут допущены только команды, успевшие в течение года хотя бы один раз попасть на пьедестал. Чем не стимул для остальных? Пятое. Тут рады всем новичкам. Наша команда моментально вызвала настолько живой интерес, что это трансформировалось в интервью. Игрок нашей команды рассказал, что в восьмидесятые годы играл в «Что? Где? Когда?».
Было очень интересно, даже бармен заведения заявил, что никогда не видел таких интересных и раскрепощённых людей. Со стороны могло показаться, что всё как-то нескромно. У меня самого закралась мысль, что происходящее во время интервью похоже на брюзжание футбольных ветеранов, заявлявших, что «раньше и поля были ровнее, и трава зеленее, и мячи абсолютно круглые!» Но ностальгию придумали не мы, и не радиостанция. Перед заключительным седьмым туром стало окончательно ясно, что о призовых местах можно забыть. Нужно сосредоточиться и попытаться соскочить с последнего места в турнирной таблице. И тут меня осенило. Я подозвал девушек из числа организаторов и сделал такой проброс:
— Во всех серьёзных соревнованиях обязательно разыгрываются ветеранские призы. Старость надо уважать. Девушки обещали подумать. Сказано это было с таким пиететом, что я понял — шансы очень высоки. Тем более что в «старшей возрастной группе» была только команда «ШекКард». Кстати, если бы встретил отказ, то предложил бы отметить команду, сплошь состоящую из мужчин. Тут тоже у нас были варианты, но, к счастью, этого не потребовалось. Соскок не удался, мы финишировали последними. Организаторы же поддержали инициативу снизу, причём сделали это максимально тактично. Никаких «ветеранских» призов не было. Зато команда «ШекКард» получила приз зрительских симпатий. Короче говоря, с пустыми руками, как и обещали, мы не ушли.
Уже садясь в машину, я почему-то вспомнил слова из «Дорожной песни» Владимира Высоцкого: И он пришел, трясётся весь, А там — опять далёкий рейс, Я зла не помню — я опять его возьму! Скорее всего, наша команда ещё не раз сыграет в МЗГБ. Ветераны не сдаются!
Виктор Шекемов