Нальчик

Гитарный строй Бережнова

В прошлом номере газеты «Нальчик» было опубликовано интервью с Джоном Кудрявцевым, лидером рок-группы «Отряд Джона в окружении». Помимо ответов на вопросы, фото из личного архива, Джон также прислал свой очерк о другом музыканте и знаменитом гитарном мастере из Нальчика. Как принято говорить, о живой легенде кавказской рок-музыки – Викторе Бережнове. Материал три года назад был опубликован в московском журнале «Пантеон андеграунда». Нам показалось, что этот душевный рассказ одного творческого человека о другом творце и своём друге будет интересен нашим читателям.

В наш техногенный XXI век, когда космические корабли бороздят просторы Вселенной и авантюристы обещают через пару десятков лет колонизировать добрую половину Марса, в далёком от сует, славном городе Нальчике живёт гитарных дел Мастер, который упорно не желает пользоваться гаджетами, интернетом и сотовой связью.

Имя его — Виктор Бережнов. И всю свою сознательную жизнь он не расстаётся с таким музыкальным инструментом, как гитара. В 1970-м, будучи подростком, Витя собирает ансамбль «Атлас». Всем участникам было по 17-18 лет, все были товарищи по школе и району и все были вдохновлены ливерпульским квартетом The Beatles.

Соответственно и название выбирали созвучное с размахом на весь мир, да и музыка игралась с оглядкой на кумиров (The Beatles, Rolling Stones, Creedence, Led Zeppelin и т.д.). Музыку и слова подбирали на слух, поэтому пели на условно английском, а по сути — на так называемом «фарсидском». Для концертов в ателье были пошиты белые костюмы. Популярность группы росла, требовалось и достойное звучание. И поскольку в то золотое время существовал тотальный дефицит на товары повседневного спроса, на всю технику, а уж про музыкальные инструменты и речи не идёт, приходит шальная мысль Вите попробовать самому собрать гитару с приличным звучанием.

За образец была взята гитара сэра Пола Маккартни, тщательно изученная по фото из музыкального журнала, который сам по себе был большим информационным дефицитом. А тут ещё и сам Пол Маккартни. Какие должны быть сомнения? Привлекли не характеристики, а статус гитариста. Не стоит утомлять описанием всех трудностей с заготовками и всеми комплектующими для создания первого уникального инструмента. Ведь, несмотря на них, гитара появилась на свет и зазвучала! И первый блин не вышел комом! На это явление сразу же обратили внимание коллеги-музыканты, гитара на вид и слух не уступала «фирме».

Сравнивали с магазинными «Уралами» и со звучанием гитар, которые, как оружие в руках, держали музыканты ансамблей из соцстран, периодически навещавшие с гастролями нашу необъятную. Так, слух «о мастере из Нальчика», который у себя на квартире изготавливает фирменные гитары, разошёлся по музцеху.

Первый заказчик был музыкантом одной из местных групп. Со временем пошли заказы и из соседних городов. Жизнь при этом шла своим чередом: Виктор не оставлял репетиции, по-прежнему проводились концерты группы «Атлас», потом пришёл час отдать долг Родине — служба в армии в музроте старшиной.

По возвращении со службы был период в тамбовской филармонии, уже дома – оркестр Государственного телевидения и радио, а вечерами – выступления в ресторанах с новым составом: Виктор Бережнов — гитара и музыка, Аслан Улигов — гитара, Игорь Молов — вокал, Сергей Андреев — бас, Тигран Шагабаев — клавишные, Аслан Макоев — ударные, Аркадий Кайданов — штатный поэт группы. Позже были изменения в составе, в частности место вокалиста занял Анзор Темижев (Репа). В репертуаре, кроме западных хитов, появляются песни собственного сочинения. Именно 1980-й Виктор считает годом рождения группы «Аэроплан», которая быстро стала местной музыкальной гордостью и объектом почитания.

Фирменными концертными фишками были: игра Виктора смычком на гитаре в увертюре «Посвящение Паганини», а также игра второго гитариста — Аслана Улигова (Сёла) на соло-гитаре, занесённой за голову! Музыканты коллектива выступали на нескольких всесоюзных фестивалях (Уфа, Паневежис, Вильнюс, Черкесск и др.), при этом став кумирами для всех слушателей настоящей музыки родного города N.

Группа просуществовала 10 лет, за это время Виктор стал не просто музыкантом, но и настоящим гитаристомвиртуозом, у которого есть необычное хобби или, лучше сказать, призвание — изготовление эксклюзивных гитар. Вот как описывает инструмент один из музыкантов, отдавший предпочтение гитаре Виктора: «Гитара сделана из волнистого клёна с прожилками красного дерева.

По легенде этот клён из того самого кавказского заповедника, из которого возили дерево для скрипок Амати, Гварнери и Страдивари. На грифе накладка из вьетнамского палисандра, название которого не запомнить и не выговорить! Система FRT из титана. Внешне неяркая, но работает прекрасно. Гриф с весьма глубокими выемками. Датчики воронежского мастера, который ныне живёт где-то на Западе. Один активный датчик типа EMG, сингл и два хамбакера. Две ручки громкости и три больших тумблера. Плюс два мелких переключателя на отсечение половинок синглов. Гитара служит второй десяток лет — и хоть бы хны». Во время гастролей в Нальчике в 1990-м Яна Гиллана, гитарист Стив Мориссон, а также все музыканты группы, как годом ранее и музыканты команды Suzi Quatro, были приглашены организаторами концертов в домашнюю мастерскую Виктора Бережного… И были просто шокированы качеством гитар.

Визит Стива Мориссона опишем подробнее. Стив долго вертел в руках гитару и не сразу принял тот факт, что где-то в небольшом российском городке есть местный умелец, который сам делает эти шедевры. Добил Стива совместный с Виктором джем на кухне, где Витя сыграл ногой партию из композиции: «Дым над водой».

Получив в подарок от Бережнова одну из гитар, расчувствовавшийся Стив предложил на вечернем концерте вместе рубануть любимую песню местных меломанов, коей являлась всё та же «Дым над водой». В последний момент Виктор отказался выйти на одну сцену с маэстро. Причин этого… Мы достоверно не знаем. Тем не менее гитары Виктора украшают коллекции многих известных рок-музыкантов. А эти люди — гитарные маньяки — знают толк в инструментах!

Сейчас Виктор редко выходит из дома, кропотливо работает над своими гитарами, их уже 40 (в среднем в год по гитаре). Ценное сырьё (дерево) заказывает в специализированных фирмах — красное дерево, церикот, олива, бубинга, волнистый клён, орех чёрный, эбен и т. д. Датчики «Данкан» из-за кордона, колки, машинки, система FRT, нитролаки и прочие материалы. Коллекция растёт, есть и бас-гитары, на грифе гитар фирменный лейбл – «Бережнов».

Любимой гитары, рассказывает Виктор, у него нет: все они для него как дети родные, и в каждой есть частица души. Видимо, только так, вкладывая в любимое дело свою душу, можно с гордостью отпускать в свободное плавание по волнам вечной музыки своих любимых «детей». И в хороших руках они согреют тысячи душ своим волшебным звуком. А Мастер возьмёт новый кусок дерева — и оживит его! И вновь зазвучит блюз или хэви… Ибо, как говорит Виктор: «Холодной водой чай не заваришь!». А на мой вопрос о совершенном инструменте Мастер ответил: «Мои гитары обладают всеми признаками и достоинствами идеальной гитары, КОТОРОЙ — НЕ СУЩЕСТВУЕТ!»

Джон Кудрявцев

На фото: группа «Аэроплан»

P.S. Виктор Бережнов и сейчас живздоров, занят любимым делом. В этом году 25 мая отметил свой 70-летний юбилей. Для газеты «Нальчик» Виктор Бережнов рассказал, что всего за свою жизнь он сделал около 40 гитар. На изготовление одной гитары уходит несколько месяцев. Как музыкант Виктор сейчас пока публично не выступает, хотя порой такое желание возникает. Но продолжает сочинять. И новых песен набралось достаточно, чтобы выпустить свой диск. В том числе и на тексты басен Ивана Андреевича Крылова, что, наверное, для многих будет неожиданным сюрпризом. А вот Виктор Бережнов считает, что басни дедушки Крылова и сейчас весьма актуальны и хорошо ложатся на хард-рок. Поздравляем Виктора Бережнова с прошедшим юбилеем! Желаем крепкого здоровья и воплощения в жизнь всех творческих замыслов!