Нальчик

«Перемещение» — полвека жизни

«В моей карьере, начиная со студенческих лет, было много выставок, но экспозиций подобного формата, пожалуй, ещё не случалось. Особенно ценно, лестно и ответственно, что данный опыт впервые я имею возможность реализовать именно у себя на родине – в Кабардино-Балкарии».

Такими словами скульптор, график и художник, создатель «Арура» — самой высокой фарфоровой вазы в мире — и обладатель золотой медали Российской академии художеств Алим Пашт-Хан приветствовал гостей в рамках открытия выставки собственных работ «Перемещение», приуроченной к 50-летнему юбилею автора. Экспозиция, организованная при поддержке Министерства культуры КБР, продлится до 17 декабря.

По задумке художника, она поделена на три тематических цикла – «Танец», «Трансформация», «Микро- и макрокосмос». Ознакомиться с работами Пашт-Хана из серии «Танец» и «Трансформация» желающие смогут в Музее изобразительных искусств имени А.Л. Ткаченко. «Я много занимался хореографией, в Германии ходил на балет, поэтому искусство танца меня всегда занимало, в том числе как художника», — объясняет Алим Пашт-Хан. Серия «Танец» широко представлена техникой литографии.

Здесь и работа «Фестиваль» — монументальные цветные литографии, каждая из которых отпечатана на одном листе из 16 камней, и новые работы, выполненные в технике выскребания по асфальту, а также результаты более раннего изобразительного творчества художника, включая его дипломные рисунки. «Трансформация» — неслучайное название темы. В работах этого цикла на суд зрителя Пашт-Хан выносит собственный взгляд на личное творческое взросление и изменение взглядов на искусство в целом.

По словам автора, «Транформация» началась с эскизов в Италии и развилась в большую историю, завершением которой стала серия работ под названием «Фоглиано». Это восемь литографий из одного камня без последующей шлифовки, где раскрывается процесс трансформации протагониста. Здесь же выставлены скульптурные труды Пашт-Хана, выполненные из фарфора. Первые творения автора из этого материала были удостоены серебряной награды на Международной биеннале по фарфору и керамике в Ичхоне IGCB, в Южной Корее.

Впоследствии Алим Пашт-Хан создал самую большую фарфоровую вазу в мире. В 2015 году состоялось открытие скульптуры «Арура», для которой было построено отдельное помещение в Музее фарфора в Лейхтенберге, в средневековом замке XIV века. Эту работы жители Нальчика смогут увидеть на крупноформатной фотографии и в анимации. На выставке продемонстрирована только маленькая часть произведений из фарфора, включая чайный набор, который был разработан по заказу фарфорового завода Райхенбах в Германии и запущен в серийное производство. Еще одна завораживающая экспозиция Пашт-Хана в рамках «Перемещения» ждёт посетителей Национального музея Кабардино-Балкарии.

В рамках темы «Микрои макрокосмос» автор представил удивительные шедевры – рисунки насекомых, гор, абстрактные геометрические формы, а также фотографии нескольких работ, которые привезти в Нальчик не представляется возможным. Выставленные в музее произведения — часть большой экспозиции, не так давно проходившей в Германии. Кроме того, в Нацмузее КБР посетителей «Перемещения» ждёт настоящий эксклюзив. Помимо оригинальных работ художника и фотокопий, цикл «Микро- и макрокосмос» включает в себя показ короткометражного фильма Алима Пашт-Хана о создании легендарной вазы «Арура».

Автор впервые попробовал себя в амплуа режиссёра и сценариста. Двенадцатиминутная документалка, за реализацию которой Пашт-Хан удостоился двух грантов в Германии, была изготовлена совместно с немецкими операторами и композиторами, а также в тандеме с ещё одним земляком – сыном прославленного художника Кабардино-Балкарии Руслана Хажуева – Муратом, который сумел мастерски преобразовать рисунки Пашт-Хана в удивительную анимацию.

Мария Доброва