Нальчик

Абстракция в ретроспективе

В Национальном музее КБР открылась персональная выставка Аслана Уянаева “Взгляд в прошлое”, посвящённая 60-летию художника.

В экспозиции представлено 29 картин, от самых ранних, конца 80-х годов, до этого года выпуска. Ретроспектива даёт возможность увидеть метаморфозы творчества не только посетителю выставки, но и самому художнику. Последний находит это полезным. “Интересно посмотреть на свои работы, которые были созданы в разное время. Художнику это важно”, — рассказывает Аслан Уянаев. — Все мои картины написаны в одном ключе. Я пытаюсь избавиться от этого давно, но каждый раз возвращаюсь. Человек как мелодия, она одна.

Меняются лишь вариации”. Вариации цвета и фактуры — “конёк” художника. Мазки, точки, цифры создают текстуру пространства, в которое помещается сам наблюдатель. Художник не даёт имена работам, каждая из них имеет лишь порядковый номер: “Называть их не вижу смысла, так как это пристёгивает композицию к определённому образу. Картина уже не свободна, так же, как и человек, смотрящий на неё. Мои работы позволяют воображению действовать самостоятельно, не опираясь на ярлыки. Сегодня зритель может увидеть одно, завтра другое.

Прошёл год — и увидел нечто совершенно новое”. В конце 80-х, когда Аслан писал свои первые картины, абстракционизм был “неофициальным искусством”. Публику эпатировало отсутствие в картинах художника привычных понятных форм. В начале нулевых — времени бума искусственного интеллекта — Аслан увлёкся цифрами, и перед зрителем предстали полотна, напоминающие “Матрицу” Вачовски. На последней картине художник изобразил что-то, напоминающее рунические письмена. Как бы ни менялись вариации мелодии Аслана Уянаева, в ней остаётся самое главное — загадка.

Таира Мамедова