В череде событий, посвящённых 80-летию освобождения Кабардино-Балкарии от немецко-фашистских захватчиков, выставка Музея ИЗО им. А.Л. Ткаченко стала одним из самых мощных высказываний на эту тему.
Люди, идущие по ухоженному светлому проспекту мимо, даже не подозревают, что двери музея – это телепорт в одну из самых страшных и поучительных трагедий человечества – Великую Отечественную войну. Возможно, для кого-то знакомство с этой выставкой даст больше, чем учебники и архивы. В экспозиции живопись, графика, скульптура художников-фронтовиков и мастеров последующих поколений из фондов музея — в очередной раз убеждаешься, какими неоспоримыми историческими и культурными ценностями он обладает.
Анатолий Сундуков, Николай Третьяков, Александр Глуховцев, Михаил Ваннах, Асланби Жерештиев, Николай Трындык, Константин Половицкий, Хамзат Крымшамхалов, Николай Канчук, Николай Татарченко, Александр Дурнев, Виктор Орленко – художники-воины.
Помимо произведений, на выставке представлены портреты самих авторов с краткой биографической справкой. Казалось бы, представители совсем не милитаристской профессии, но у всех у них свой славный путь и большое количество наград, причём боевых. А Николай Третьяков, Николай Трындык и Анатолий Сундуков награждены медалями «За оборону Кавказа». В залах музея ощущаются спрессованные, выпаренные беда и страдание. Вот навалившиеся на буксующий грузовик люди – пурга из снега, света фар, злого упрямства бойцов.
Солдатик, вернувшийся с войны, застыл перед заколоченным полуразрушенным домом. Вот женщина принесла солдатам поесть: и невозможно понять, в её глазах надежда на то, что мать какого-то незнакомого солдата где-то также накормит её сына, или вера в то, что на том свете поминальная еда обернётся благом для души её ребенка. Такие простые и вместе с тем величественные метафоры – советский солдат в экипировке горного стрелка и джигит в черкеске, бурке и башлыке на фоне Кавказского хребта. Сами как исполины, под стать горам, которые защищают.
Такое ясное и честное искусство, будто и не искусство вовсе, а сама жизнь. Современному любителю арта, привыкшему к многослойности, интертексту, подтексту, к абстракции и символизму, эта экспозиция покажется отмытым стеклом. Здесь всё недвусмысленно и прозрачно – горе человека, его сила духа и жертвенность. Правда оттенков – земли, сажи, крови, огня, металла. Правда текстур и материалов — вязкое масло, густая тушь, мутный уголь. Монументальность не только в размерах – хотя полотна выше человеческого роста действительно потрясают. Но и в плане идеи и художественного воплощения.
Отдельная тема — фронтовые рисунки Сундукова, Ваннаха, Трындыка: честная фиксация происходящего, бесценные исторические документы. Здесь и произведения художников последующих поколений, родившихся уже после Победы. Их восприятие, размышления, оценка, гордость за отцов и дедов и пожелтевшая от времени боль…
Алёна Мякинина